Мысль Мандельштама созвучна словам Николая Фёдорова: «… в жизни мы отрекаемся от Прошлого, раболепствуя перед Настоящим … И в то же время мы строим, как фарисеи, нарядные гробницы отцам: усерднее, чем когда-либо, пишем биографии, истории и критики (вернее, впрочем, – только критики под видом историй и биографий!); с усердием, подчас, изумительным, копаемся в мелочных расследованиях минувшего, того, во что не верим, чего не ценим и не любим!…»
«Чтобы стать тем, чем мы должны быть как существа разумные, свободные и нравственные, нам надо познать несовершенство того, чем мы были и чем ещё остаёмся. Это значит: история как проект должна озарить перед нашим пониманием историю как факт.»
Творчество художников объединения «Жар-Цвет» видится ответом на этот призыв. Это искусство возвращает человека в мир первоначальных вопросов и на первый среди них – что есть жизнь? – в романе дан следующий ответ:
«… жизнь есть сцепление частиц космических в органическое тело, смерть – распадение этих частиц. Кто владеет Огненным цветом, властен, по своему желанию, поддерживать телесные частицы в постоянном сцеплении, вызывать такое сцепление, когда ему угодно, то есть жить и позволять жить другим, пока не надоест, то есть вызывать к жизни мёртвых в той плоти, как ходили они некогда по этой земле, то есть воскрешать и воскресать.»