ХХ век представлял «Девушку в футболке» Александра Самохвалова и «Новую Москву» Юрия Пименова в роли символов русской живописи 1930-х годов. Но навсегда ли эти работы останутся на месте знаковых произведений эпохи?
В том же 1937 году, когда когда вчерашний член-учредитель Общества станковистов Юрий Пименов изображал свою знаменитую модель за рулём открытого авто на Площади Свердлова, а «Девушка в футболке» получала золотую медаль на международной парижской выставке, Борис Александрович Голополосов написал программную работу «Человек бьётся головой о стену». Сегодня это произведение видится как пролом в той стене, за которой существует история независимого искусства в России ХХ века; это символ самосознания человека в условиях культуры кризиса гуманизма и переживания человеком противоестественности соприкосновения с демагогической культурой власти.
Искусство открыло пространство свободы в самом себе, став способом освободить человека от необходимости существовать в системе фиктивных ценностей. Оно не рассуждало о свободе и не декларировало её. Искусство становилось пространством свободы.