Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

АвторыСарьян Мартирос Сергеевич

(1880, Нахичевань-на-Дону – 1972, Ереван)

Живописец, график

1897 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), занимался в классах А. Архипова, А. Васнецова, А. Касаткина, Л. Пастернака.

С 1900 участвовал в выставках студенческих работ.

1903 получил диплом об окончании училища.

1903–1905 занимался в портретной мастерской К. Коровина и В. Серова.

1907 участвовал в знаменитой выставке «Голубая роза»;

1908 – в выставке Московского товарищества художников;

1909 – в выставке салона «Золотое руно».

1910 предпринял поездку в Константинополь; в том же году работы М. Сарьяна приобретены Третьяковской галереей.

1911 совершил путешествие в Египет;

1913 – в Персию.

С 1921 жил и работал в Армении.

1922 посетил Германию;

1924 – Италию, участвовал в XIV Венецианской международной выставке изобразительного искусства.

1926–1928 работал в Париже.

1970 опубликовал книгу воспоминаний – «Из моей жизни».


Искусство – само по себе действительность и обладает вечной ценностью. Да оно и выражает вечность. Кстати, эта вечность скрыта и в египетском, и в греческом искусстве, и в армянских, персидских и индийских миниатюрах, и в живописи Китая, Японии и Италии. При этом художники разных времен и разных народов, чьи творения дошли до нас, работали, руководствуясь не одними и теми же принципами. Вот с какой точки зрения надо подходить к произведениям искусства, чтобы лучше их видеть. У профана один ключ – это фотография, протокол судебного заседания, записывающий только факты. С этим ключом он подходит к дверям искусства, открывает их и взволнованно восклицает: «В жизни я не видел ничего подобного!» Но давно уже известна истина, что, к сожалению, не все смотрящие видят, но чаще не могут и не хотят видеть. Для того чтобы понять произведения гениальных мастеров, требуется ум, образованность, вкус, чувство восприятия, свободное от окаменелых канонов. <…> В 1924 году мы переехали в новую квартиру по ул. Рубени, дом 55, где я уже мог спокойно жить и работать. Маленький цветник при доме, сад, открывавшийся с балкона вид – все было очень живописно. Весной вся окружающая территория превращалась в цветущий сад. Особенно хороши были цветы глицинии, которая карабкалась вьющимися петлями на балкон. К сожалению, я в свое время очень мало писал эти цветы. А то, что было мной написано, погибло в 1928 году по пути из Парижа во время пожара на пароходе.

Сарьян М. С. Из моей жизни / Под ред. Ш. Г. Хачатряна. 4-е изд. М.: Изобразительное искусство, 1990. С. 239–240, 244.

Оставить комментарий