(1886, Орел — 1961,Москва)
Живописец, график
1905-1908 училась в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина, где преподавал также Н. Ульянов.
1909-1911 посещала различные студии, в том числе К. Киша.
1912 — 1913 продолжила художественное образование в Париже, в академии Ла Палетт под руководством А. Ле Фоконье, Ж. Метценже и Д. де Сегонзака.
1913 работала в мастерской В. Татлина «На башне» в Москве.
С 1914 участник выставок: 1914 «Бубновый валет»; 1915 «Трамвай В», «Левые течения», 1915-1916 «0.10»; 1916 «Магазин»; 1921-1922 «Мир искусства»; 1925 «Московские живописцы»; 1931 выставка художников группы «13».
1916 член группы «Супремус».
1918 ассистент К. Малевича.
1918-1920 преподаватель Первых государственных свободных художественных мастерских;
1920-1930 профессор Высших художественно-технических мастерских и Высшего художественно-технического института (Вхутемас-Вхутеин);
1930-1932 работала в Московском текстильном институте;
1932 — 1934 — в Московском полиграфическом институте.
Наша критика подобна биржевикам, играющим на повышение и понижение акций, играя нашими именами, ничего не давая по существу ни искусству, ни публике, ни самим художникам. Скомпрометированные имена, не раз выказав себя невеждами в вопросах искусства, занимают ответственные места в журналах и питают сознание читающей публики. Если Москва может разобраться в вопросах искусства помимо статей, то провинция вполне во власти нашей критики, и вред, приносимый ею там, — непоправим. <…> Должны быть созданы условия, при которых заинтересованные художники могли бы защищать свою работу. Наша критика не в состоянии поставить ни одного вопроса искусства сегодняшнего дня, так как они в большинстве случаев — старые спецы, воспитанные на «Мире искусства», и передвижники и в понимании искусства наших дней ничего не могут сказать, кроме фраз о «четкой форме». Критики любят играть в прятки и не замечают долгие годы десятки выставленных полотен; это возможно было в буржуазном обществе, где шла денежная спекуляция, а в нашем советском государстве такая игра недопустима. <…> Правильна установка на «новый реализм», и пролетарское искусство возможно, оно диктуется самой жизнью. Искусство по существу — Народное искусство, только правящие классы заставляли обслуживать себя. Настоящее искусство всегда близко народу и свои образы берет из народной массы и природы. Сейчас многие критики пришли к заключению, что современное искусство должно быть четким, графичным — и никакой природы. А на самом деле только из изучения природы и жизни можно продвинуть искусство вперед и уйти от старых образцов АХРР и надуманной стилистики ОСТа.
Надежда Удальцова. Ответ на «Нашу анкету среди художников» (Удальцова Н. А. Жизнь русской кубистики. Дневники, статьи, воспоминания: Архив русского авангарда. М. Литературно-художественное агентство RA, 1994. С. 69-70.)