Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиAES+F «Allegoria Sacra» Статья для каталога выставки в галерее Триумф. Москва, 8 – 30 декабря 2011

Современная культура не говорит аллегориями. Она играет ими. Похоже на то, как играют дети вокруг яблони на картине Джованни Беллини, ставшей поводом для нового осмысления категории священного, предлагаемого группой AES+F, и размышления над самой возможностью интегрировать её в пространство современной культуры. Самые глубокие свои корни и самые незыблемые основания культурная история человека находила в изучении категории священного, связывая её с происхождением жизни и переживая необходимость её существования как проявление божественного плана и помысла, наполняющего смыслом земной путь человека.
Священная аллегория предполагает игру смыслами, которые современная культура полагает сокровенными и целеполагающими. Они и есть формы и направления движения цивилизации, продукты её самопознания, её представления о естественности и нормативности, в них существуют её фобии, желания, фантазии и стыдливость; их она называет формами жизни.

«Я есмь путь и истина и жизнь», – говорит Сын человеческий в тексте из Евангелия от Иоанна. Не потому ли действие разворачивается в здании аэропорта, там, где время проходит в ожидании пути, то есть, в ожидании жизни, и кто здесь говорит об истине? Никакой истины, никакого реального пути и никаких реальных событий помимо экранной версии действительности больше нет.

Что такое современная культура, в состоянии ли она вместить в себя смыслы сакрального, священного и тайного, вернее, где находятся те измерения настоящего, те резервации, в которых эти слова наполняются действительным смыслом? Есть ли они? Сохранились ли они в словаре актуальной реальности и что составляет сумму описаний этих территорий в настоящем? Может быть, путешествие, в ожидании которого собираются люди в представляющемся целым миром аэропорте, – это фикция, подмена других, не озвученных слов и не совершённых действий? Замкнутость пространства и давно замёрзшие в снегах самолёты выглядят как насмешка над способом существования этих людей, над содержанием жизни нового человека.

Оставить комментарий