Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиЛивия. Лептис Магна.

Отсюда, повернув налево, путешественник попадает в старую часть римского города, где обнаружтвает старый форум Августа, форум и базилику, построенные во времена императора Траяна (98 – 117 г.г., )курию, то есть, сенат или муниципалитет города и несколько храмов. Затем через Византийские ворота мы выходим к рынку. В центральной части рынка хорошо видны два павильона или киоска. Вслед за этим, через арку Тиберия, старейшую из сохранившихся в Лептисе (она была воздвигнута в 35 – 36 г.г. н.э.) и арку Траяна (109 – 110 г.г. н.э.) мы подходим к римскому театру. Над зрительскими местами возвышается здание храма, рядом со сценой – помещения, где хранился театральный реквизит, комнаты, где переодевались и отдыхали актёры. Театр – почти ровесник новой эры: он был построен во 2-ом году от рождества Христова.

Если с высоты театра смотреть в сторону моря, то на берегу видны развалины порта. Но всё ещё вне внимания путешественника остаются цирк и амфитеатр, находящиеся на расстоянии около двух километров от центральной части Лептиса Магны.

Цирк Лептиса по своим размерам не уступает другим аналогичным памятникам римской архитектуры. В нём проходили заезды квадриг и иногда в одном заезде одновременно стартовали 12 участников. Цирк был построен в 162 году, во время правления Марка Аврелия.

Амфитеатр был построен во времена Нерона, в 56 году, и был тем местом, где проходили известные бои гладиаторов древней Римской империи. Зрительские места венчает небольшой храм, где стояла в те времена прекрасная статуя богини Артемиды.

Амфитеатр был построен, когда город ещё не был окружён стеной, появившейся только во II веке н.э. . До этого времени её заменял высокий земляной вал. Камни для строительства привозили из каменоломни в месте, которое теперь называется Рас аль-Хаммам. Оно находится в 5 километрах от Лептиса Магны. Мрамор при строительстве начал использоваться только во II веке н.э. и был дорог, поскольку ввозился из восточного Средиземноморья. Кирпич, широко распространённый в римской архитектуре, также использовался редко.

Эта справка была подготовлена много лет тому назад и довольно на скорую руку, так что она ни в какой мере не претендует на серьёзность и глубину. В ней совершенно не учитываются результаты никаких археологических работ и исторических исследований, относящихся ко времени нового тысячелетия. Я ничего не знаю о них. События в Ливии, произошедшие недавно, очень опечалили меня, потому что стали проявлением и выражением подлости и зверства, взявших верх над всеми человеческими чувствами. Впрочем, политика меня интересует в этом случае только в той степени, в какой позволяет высказать предположение, что памятнику римской культуры очень повезёт, если он привлечёт к себе  как можно меньше внимания людей с оружием.

В августе прошлого года поступали сообщения, что натовская авиация наносила бомбовые удары по археологическим памятникам в Сабрате и Лептисе Магне и мотивировала это тем, что там укрываются правительственные войска. Это просто отвратительно. Это знак, что сегодня культура расслоилась настолько, что для кого-то совсем радом с нами разрушение – это форма существования их культуры, что мы должны понимать и чему обязаны сопротивляться по мере сил.

Оставить комментарий