Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиХудожественное собрание ЮниКредит Банка

Этюд «Коля с куклой». В роли куклы – Арсений Шульц (слева). Ок. 1930

Этюд «Коля с куклой».
В роли куклы – Арсений Шульц (слева). Ок. 1930

Поставангард – пространство открытий, ожидающее новых исследователей. Для историков – это область ещё не написанных книг. В наши дни это искусство не стало успокоившимся, тихим музейным материалом. Пристальное внимание нового времени к этому пласту русской культуры объясняется уроками исключительного нравственного опыта, который приобретало искусство в моменты роковых решений и трагического самоопределения.

Истории жизней многих представителей этого искусства были связаны с трагическими обстоятельствами: расстрелян в 1938 году Александр Древин, в том же 1938 арестован и сослан Михаил Соколов; репрессирован и пропал без вести в 1943 году Александр Щипицын; в декабре 1941 года в блокадном Ленинграде умер от голода Леонид Чупятов; арестована в 1934 Мария Казанская; арестован в июне 1941 и отбыл 15 лет лагерей Борис Смирнов-Русецкий; в 1948 арестован и сослан в Воркуту Арсений Шульц; пережил тяжёлый внутренний кризис и уничтожил в 1932 году свои работы Владимир Храковский… И это только пиковые моменты в жизни художников, чьи работы представлены в этом альбоме, а по сути, вся история этого искусства — тяжёлый, драматичный путь обретения себя в крайне неблагоприятных и зачастую враждебных обстоятельствах.

Поставангард — это искусство в состоянии поиска новых форм своего существования в современном мире. Казалось, что условия жизни человека и сам человек решительно изменяются на глазах поколения, пришедшего в искусство в начале двадцатых и сформировавшегося под влиянием художественного радикализма и экспериментов авангарда предреволюционного времени. В этом потоке перемен, в изменившемся мире искусство должно было обеспечить связь времён и достижений человеческого духа, стать значимым, нужным, живым языком человека, рождающегося в новый, никогда прежде не существовавший мир. Поэтому искусство поставангарда — это незавершённый проект: значительная часть составляющих его высказываний заведомо обращена не к тому человеку, который был, а которому только предстояло быть.

В 1966 году, один из тех, кому в 1925-м было девятнадцать, участник четвёртой выставки Общества станковистов Леонид Павлович Зусман записал в дневнике следующие слова: «Возможен такой парадокс: там, где искусство свободно, слишком свободно, — там, в силу отсутствия препятствий, оно ослабеет, выродится, деградирует; а там, где оно испытывает пятидесятилетний гнёт, издевательство, зажим, созреет полноценное искусство. Потому что только подлинное, стойкое, отжатое сумеет как-то сохраниться, выжить. Кто пройдёт через страшный фильтр? Только сильные. Всё, что слабое, отсеется. Интересно, очень интересно, как наши потомки, «роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме», будут находить драгоценные слитки, свидетельства подлинного человеческого искусства.» [5]

____________

[5] Цит по: Балашов С. Зусман. (Новая история искусства). М.: Agey Tomesh, 2004. С.124

Оставить комментарий