Современная культура ставит в вину таким художникам, как Зусман, то, что они не стали известными, то, что она их не знает. Но их величайшее достоинство как раз в том, что они не стали здесь известными, то есть – не стали частью фиктивной культуры. Это смысл независимого, свободного искусства ХХ века – не быть интегрированным в систему бюрократического оповещения; не появляться в иерархии назначенных ценностей. Ведь в России власть, а сегодня уже и большая часть населения, так равнодушна к искусству, потому что знает, что популярное, известное искусство в России ХХ века – это фикция.
Леонид Павлович Зусман родился 16 мая 1906 года в городе Гродно. В том же году семья переехала в Москву. В Москве началась и с ней была тесно связана история художника Зусмана. Лишь дважды – в 1924-м и 1941-м он оставил этот город на относительно долгое время; здесь прошла большая часть его жизни.
Отец, Павел Исаакович Зусман, был тонким, образованным человеком, по-настоящему любящим литературу и искусство. На полках его библиотеки стояли книги с дарственными надписями от художников круга «Мира искусства». Свою любовь к книге он передал сыну. Наверное, не случайно, что с самых ранних лет творческая жизнь художника была связана с книгой. Во всяком случае, уже в 1921 году он с друзьями выпустил первый номер машинописного литературно-художественного альманаха «Юная мысль», в котором выступил в роли художника.
Следует заметить, что в детских иллюстрациях звучат темы, которые навсегда останутся любимыми мотивами художника: маленькие городские, не обязательно уютные, а, скорее, тихие, гулкие и какие-то обезлюдевшие дворики и дворы-колодцы; и комнаты с окнами и обязательно открытой в другое помещение дверью; он с детства чувствует и обозначает пронзительное, смыслообразующее положение постороннего человека и одновременно – присутствие в обычном месте пространства перехода, пространства открытой связи с другим миром. Спустя много лет эта тема получит развитие в его позднем творчестве, которое позволяет уверенно говорить о Л.П.Зусмане не только и не столько как о книжном графике, но прежде всего как о замечательном живописце.