И ещё одно важное замечание, касающееся отношений отца и сына: многочисленные портреты Павла Исааковича станут одной из самых пронзительных и драматичных тем в творчестве художника, а некоторые из них, как, например, цикл, созданный в начале – середине 1960-х годов, можно расценивать как настоящие события в искусстве России ХХ века.
Через много лет, в 1982, за два года до смерти Леонид Павлович рассказывал об этом врмени в автобиографической повести «Зимой на Васильевском»:
«Снова и снова возникало отчаянное желание всё бросить, прекратить, порвать, чего бы это ни стоило, уехать в Москву. А в Академии к тому времени чувствовалось начало «великих перемен», и это тоже подталкивало к отъезду.Зусману посчастливилось быть учеником трёх выдающихся художников – И.И.Машкова, К.С.Петрова-Водкина и Д.П.Штеренберга. Но в истории его творчества не было периода подражания ни одному из них. В 1924 Зусман уехал в Ленинград. Картины ленинградского периода иногда до невротичности эмоциональны, экспрессивны, в них звучит напряжённая выразительность всё время сомневающегося в себе, в своём призвании и своём выборе совсем молодого человека. В это время художник изучает живопись Рембрандта, но не пытается подражать его средствам выражения; задача, которую он ставит перед собой – добиться современным художественным языком такого эмоционального воздействия, которое он сам испытывает при встречах с работами великого голландца. Краски его городских пейзажей часто бывают сдержанны, иногда его картины почти монохромны, но художник уже умеет вложить в них сильное переживание, ощущение чего-то неясного и тревожного, предчувствия чего-то, что происходит, что уже наполняет жизнь и становится содержанием жизни. Здесь нет социально-политической историчности. Здесь – ощущение исторической катастрофы – основного содержания культуры ХХ века.