Живопись – поэзия видимой стороны реальности. Она делает заметным неслучайное в случайном, она подсказывает, что в неосознанном и просто незамечаемом живут смыслы, изменяющие жизнь человека. Живопись позволяет их увидеть. Она настаивает на их присутствии. Поток событий прерывается и в повседневную жизнь приходят другие, необязательные, непривычные и не всегда удобные в обращении оценки и факты реальности. Как танец, как поэзия, как музыка живопись изменяет ритмику повседневности.
Весной 1927 года Зусман уехал из Ленинграда в Москву.
Вместо Академии художеств – Высший художественно-технический институт, мастерская профессора Д.П.Штеренберга.
Он влился в студенческую среду Вхутеина. Он умел пародировать культурную моду – лихо отплясывал чечётку, чем произвёл неизгладимое впечатление на своих соучеников; читал стихи – Маяковского, Блока, Вийона. В следующем, 1928 году Зусман в качестве экспонента дебютировал на 4-й выставке картин, рисунков и скульптуры ОСТа. Он участвовал на выставке с небольшой, чрезвычайно экспрессивной картиной «Биллиард», которая сегодня находится в московском собрании В.М.Аминова.
Присоединение к творческой группе, даже такой значительной и влиятельной – лишь эпизод, и притом случайный эпизод в истории художника; он был одинок, прежде всего, творчески одинок и самостоятелен; в этом экзистенциальном одиночестве он находил смыслы, которыми наполнялись картины.
Москва на картинах Зусмана – места, где он бывал ежедневно, перемены, происходившие в городе, которые он наблюдал; дом, где жил, улицы, по которым проходил одними и теми же маршрутами, вид из окна мастерской. Он любил и знал Москву и мог с полным правом говорить: «Это мой город».