Современная культура не говорит аллегориями. Она играет ими. Похоже на то, как играют дети вокруг яблони на картине Джованни Беллини, ставшей поводом для нового осмысления категории священного, предлагаемого группой AES+F, и размышления над самой возможностью интегрировать её в пространство современной культуры. Самые глубокие свои корни и самые незыблемые основания культурная история человека находила в изучении категории священного, связывая её с происхождением жизни и переживая необходимость её существования как проявление божественного плана и помысла, наполняющего смыслом земной путь человека.
Священная аллегория предполагает игру смыслами, которые современная культура полагает сокровенными и целеполагающими. Они и есть формы и направления движения цивилизации, продукты её самопознания, её представления о естественности и нормативности, в них существуют её фобии, желания, фантазии и стыдливость; их она называет формами жизни.
«Я есмь путь и истина и жизнь», – говорит Сын человеческий в тексте из Евангелия от Иоанна. Не потому ли действие разворачивается в здании аэропорта, там, где время проходит в ожидании пути, то есть, в ожидании жизни, и кто здесь говорит об истине? Никакой истины, никакого реального пути и никаких реальных событий помимо экранной версии действительности больше нет.
Что такое современная культура, в состоянии ли она вместить в себя смыслы сакрального, священного и тайного, вернее, где находятся те измерения настоящего, те резервации, в которых эти слова наполняются действительным смыслом? Есть ли они? Сохранились ли они в словаре актуальной реальности и что составляет сумму описаний этих территорий в настоящем? Может быть, путешествие, в ожидании которого собираются люди в представляющемся целым миром аэропорте, – это фикция, подмена других, не озвученных слов и не совершённых действий? Замкнутость пространства и давно замёрзшие в снегах самолёты выглядят как насмешка над способом существования этих людей, над содержанием жизни нового человека.