Путь художника – от диалога внутри социокультурного пространства к молчаливому наблюдению за тем, как исчезает регламентированная актуальность культурных событий, как утихает заученное проговаривание текстов «современного искусства», как сейчас появляются на поверхности листа следы действительных событий другой истории.
Конечно, это смыслы нонконформизма.
Но прежде, это смыслы различения и одиночества, точнее, не столько одиночества, сколько неучастия и уединённости. Фигура путника на дороге не случайно появляется на многих работах художника.
Странник проделал путь во много столетий, чтобы сегодня в художественной практике звучало намерение слышать другие языки; не принуждать других говорить то, что теперь объявлено современным и правильным; не отличаться, а отличать; вспоминать, что живопись – это не изобретение языков искусства, а постоянное возвращение к истоку языка.
Живший в V веке н. э. китайский художник Ван Вэй так написал в сочинении о живописи: «Посредством волнистых линий я изображаю вершины горы Суншань. Увлечённый незнакомой жизнью, я рисую хижину отшельника. Посредством вертикальных линий я изображаю склоны горы Тайхуа. Посредством кружка и точки можно изобразить нос дракона. <…>
Когда созерцаешь осенние облака, душа сама рвётся в небеса. Когда подставляешь лицо весеннему ветру, мысли бегут неудержимым потоком. Хотя и прекрасны звуки колоколов и каменных пластин, хоть и приятны взору цвета драгоценных каменьев, а всё-таки красота их не сравнится с красотою хорошей картины. Вот я разворачиваю свиток, вчитываюсь в надпись и смотрю на незнакомые горы и моря; в зелёных рощах шумит свежий ветер, белая пена разливается на водном просторе. Воистину, такую картину невозможно изобразить лишь посредством искусной работы рук! Духовная просветлённость должна осенить живописца! Таков смысл живописи».