Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиЕлена Фокина

Очень важно, какой мир она создаёт на протяжении последних десятилетий – на пути прохождения своих шести дней  – мир прозрачный, непридуманный и повседневный, который превосходит своим содержанием всякую выдумку; он появляется не только как отражение слов и мыслей о жизни, но как сама жизнь. Художник вслушивается в неё, воспринимает её почти в безмолвии, как будто из опасения не расслышать или исказить действительность. То, что остаётся за опытом понимания, за тем, что показалось на поверхности, всегда больше; всегда остаётся что-то не сказанное, не услышанное. Тогда и там, где замолкает речь, где прекращается власть языка, и мы оказываемся перед очевидностью молчания и невысказанности, перед тем, как остаться тишиной («the rest is silence»), искусство перестаёт быть свидетельством авторства и оправданием самого намерения художника говорить, переводить в слова дыхания мира, как будто бы этого дыхания уже слишком много, появляться в том месте, где остаётся эта самая пауза, глубокий разрыв между совершённым и несовершённым действием, в котором всё и всегда начинается заново. Эта тишина всегда присутствует в художественном языке Фокиной. И это искусство делается не ради появления автора в культурном поле настоящего; оно происходит от уверенности в необходимости появления мира в этом языке, а тем более – в молчании языка, в том, о чём мы умалчиваем, о чём не сразу и не с каждым станем говорить.

В таком понимании, в диалоге откровенности и деликатности, спонтанности и скромности появляется глубокий и умный художник, самостоятельный и ответственный автор и человек, каждый день в каждой работе открывающийся жизни, то есть способный каждый день начинать сначала то, что делалось десятилетиями, и проходить заново весь путь, все пути, потому что весь опыт прошлого ничего не говорит о настоящем, потому что понимание настоящего и язык, рождающийся сегодня –  только это уникально и одновременно непреходяще; и это же почти неуловимо. Существенность неуловимого и неочевидного в течение многих столетий много раз была и опять становится очень важным смыслом искусства.

Оставить комментарий