Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиХудожественное собрание ЮниКредит Банка

Основное отделение Вхутемаса, мастерская «Живопись». Справа стоит профессор Александр Древин. Декабрь 1925

Основное отделение Вхутемаса, мастерская «Живопись». Справа стоит профессор Александр Древин. Декабрь 1925

Впечатляющей особенностью культуры поставангарда представляется огромное число составляющих его имён, фактов, событий, явлений и языков. В то же время обращает на себя внимание и удивляет связанность составляющих его явлений и происходящее отсюда ощущение неслучайности фактов, из которых собираются его истории.

Поставангард видится сегодня как сложная и многомерная система связностей и связей авторов и смыслов, художественных направлений и языков. Знакомясь с историей одного художника и получая больше информации о его творчестве, мы неизбежно приходим в открытию новых имён не только современников, но и преемников, передающих эстафету развития смысла искусства от десятилетия к десятилетию, от поколения к поколению; это могут быть личные связи и контакты, а может быть совпадение направлений поисков, способов прочтения составляющих культуру текстов, исследований и разработок грамматик новых языков культуры.

Отдельный и специальный вопрос — соотношение терминов поставангард и постмодернизм. С одной стороны, это совсем не связанные между собой понятия. Постмодернизм — состояние культуры и культурологическая теория, регистрирующая и описывающая состояние мировой цивилизации конца ХХ — начала ХХI веков, не включает в себя понятие «поставангарда» и не нуждается в нём. Семантически термин поставангард связан не с постмодернизмом, а с авангардом. И мы можем дискутировать о том, каковы признаки «авангарда» как явления в искусстве и каковы его хронологические рамки, но каким бы сильным ни было желание расширить исторические рамки и круг событий, описывающихся понятием «авангард», последними проявлениями (или уже отголосками) художественного авангарда в России становится время короткого существования общества «Октябрь» и работы В.Е.Татлина над утопическим проектом летательного аппарата «Летатлин», то есть начало 1930-х годов.

С другой стороны, история русского искусства остро нуждается в обсуждении и разработке терминов, понятий, которыми описывается художественная культура 1920-х годов.

Ещё интереснее, что именно в 1920-х прививаются и впервые осмысливаются и описываются родовые признаки культуры постмодернизма: от реабилитации смехового, площадного, маргинального искусство развивается в сторону скептического восприятия и фактического отрицания самой идеи культурной иерархичности, от системы — к спонтанности, от поиска научных оснований — к преодолению чувства неполноценности перед наукой; искусство принимает и воспитывает в себе полифоничность и толерантность, и то же самое происходит в архитектуре и литературе. Именно поэтому русский поставангард с романами Константина Вагинова и Андрея Платонова, стихами Даниила Хармса и Николая Заболоцкого, живописью и графикой Василия Чекрыгина, Павла Филонова, Леонида Чупятова, Михаила Соколова и др. может рассматриваться как предвестник роковых перемен, которым было суждено произойти в европейской культуре ХХ столетия.

Оставить комментарий