Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиХудожественное собрание ЮниКредит Банка

03

Александра Кольцова-Бычкова. 1917-1919

Коллекционирование произведений искусства подразумевает открытия в области истории искусства, более того, мотивация, направления, социальная ориентированность и формы коллекционирования отражают степень зрелости культуры общества. Поэтому в начале разговора о современной коллекции произведений искусства всегда стоит вопрос о том, какие смыслы стоят за ней? Что побуждает коллекционера к действию? Какую действительность он инициирует или агентом какой программы действительности является? Какие ценности побуждают эту действительность к существованию? И почему одна группа культурных фактов привлекает к себе особое внимание коллекционеров, а другая оказывается вне поля зрения современников?

В обществе нет единой и общей для всех системы культуры. Нет единой иерархии ценностей. Культурные факты имеют разные значения в разных социальных группах. В этих группах складываются свои сети коммуникаций, они требуют существования своих кодов.

Существуют сообщества, в которых с обладанием произведениями искусства и даже с одной только причастностью процессам, происходящим в определённом секторе мира искусства, могут быть связаны ожидания особого социального статуса; предметы искусства становятся пропусками их владельцев в мир современного истеблишмента, заявляющего права на владение не только наиболее ценными предметами, но и смыслами современной культуры, причём эти смыслы представляются прежде всего проектами или продуктами, способными привлекать к себе инвестиции. Сама культура представляется пространством конкуренции, причём конкуренции как смыслов, так и экономических интересов. Не удивительно, что факты, составляющие историю в этом мире, должны отвечать строгим требованиям управляющих инстанций, все же прочие события и действующие лица просто выбрасываются за пределы культуры и истории.

Так происходит странная подмена содержания понятия «свобода», которое наполняется условием исключительных прав в управлении культурой и действительностью, привилегией корректировать понимание культурных событий и самой действительности человека, его истории и природы.

Оставить комментарий