Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

Художественное наследие Леонида Павловича Зусмана является примером того, как в культуре России ХХ века тенденциям героизации и огосударствления творчества противопоставляется индивидуалистическое, экспрессивное, ироничное и гротескное искусство. Оно создаётся вне системы социального заказа и не отвечает требованиям массовой эстетики. Ирония и гротеск отличают многие произведения Зусмана 1920-х годов и сохраняются в работах пятидесятых, шестидесятых и семидесятых, которые в наши дни осознаются как выражение экзистенциалистской составляющей в культуре второй половины ХХ столетия.

«Городской пейзаж с мостом» написан художником в Ленинграде, во время учения в преобразованной во Вхутеин (Высший государственный художественно-технический институт) Академии художеств, где Л.П.Зусман работал в классе К.С.Петрова-Водкина. В этот период художник создаёт цикл ленинградских пейзажей, объединённых ощущением напряжённого и драматичного городского пространства, пропитанного поэтикой Ф.М.Достоевского и А.А.Блока. В реальности Ленинграда середины 1920-х, каким его воспринимает двадцатилетний художник, присутствует действительность Петербурга из прочитанных книг, действительность текстов, сыгравших в становлении личности художника значительную роль.

Важную часть творческого наследия художника составляют литературные опыты, автобиографические очерки и дневниковые записи. Среди них есть следующая:

«Возможен такой парадокс: там, где искусство свободно, слишком свободно, – там, в силу отсутствия препятствий, оно ослабеет, выродится, деградирует; а там, где оно испытывает пятидесятилетний гнёт, издевательства, зажим, созреет полноценное искусство. Потому что только подлинное, стойкое, отжатое сумеет как-то сохраниться, выжить. Кто пройдёт через страшный фильтр? Только сильные. Всё то, что слабее, отсеется. Интересно, очень интересно, как наши потомки, «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне», будут находить драгоценные слитки, свидетельства подлинного человеческого искусства.»

В историю русского искусства ХХ века Л.П.Зусман вернулся как автор, размышляющий о содержании человечности в условиях конвенциональной системы фиктивных смыслов, о ценности человеческой личности как важнейшей культурной дефиниции нового времени, о её свободе и культуре, возникающей из этой свободы и противопоставляющей себя власти.

Оставить комментарий