консалтинг коллекция Стеллы и Вадима Аминовых
-
-
(1902, село Напольный Вьяс Пензенской губ. – 1946, село Жегалово Московской обл.)
Живописец, график
1920 поступил в Пензенское художественное училище, где занимался в мастерской А. Штурмана.
1922 переехал в Москву и поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), учился в мастерских А. Осмёркина, И. Машкова и П. Кончаловского.
1925 работа художника «Хлебы» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.
1926 участвовал в выставке картин Общества художников «Бытие».
1927 окончил Вхутеин (бывший Вхутемас), в том же году участвовал в выставке общества «Крыло»,
1928 – в выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, а также в выставке произведений Общества московских художников (ОМХ).
1928 преподавал в Рязанском художественном техникуме,
с 1930 – в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (МОХУ).
1931 направлен в творческую командировку в Мурманск, по итогам которой мастером написано его известнейшее произведение – «Северная Венера».
1937 персональные выставки в МОХУ и ДК «Серп и Молот» в Москве.
1941 мобилизован в армию.
1942 демобилизован, персональная выставка прошла в Доме художника на Верхней Масловке, 15.
1945–1946 работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово.
-
(1902, село Напольный Вьяс Пензенской губ. – 1946, село Жегалово Московской обл.)
Живописец, график
1920 поступил в Пензенское художественное училище, где занимался в мастерской А. Штурмана.
1922 переехал в Москву и поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), учился в мастерских А. Осмёркина, И. Машкова и П. Кончаловского.
1925 работа художника «Хлебы» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже.
1926 участвовал в выставке картин Общества художников «Бытие».
1927 окончил Вхутеин (бывший Вхутемас), в том же году участвовал в выставке общества «Крыло»,
1928 – в выставке, посвященной десятилетнему юбилею Октябрьской революции, а также в выставке произведений Общества московских художников (ОМХ).
1928 преподавал в Рязанском художественном техникуме,
с 1930 – в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (МОХУ).
1931 направлен в творческую командировку в Мурманск, по итогам которой мастером написано его известнейшее произведение – «Северная Венера».
1937 персональные выставки в МОХУ и ДК «Серп и Молот» в Москве.
1941 мобилизован в армию.
1942 демобилизован, персональная выставка прошла в Доме художника на Верхней Масловке, 15.
1945–1946 работал над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово.
-
(1906, Гродно — 1984, Москва)
График, живописец1919-1923 посещал частные художественные студии Ф. Рерберга и А. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских в классе И. Машкова.
1924-1926 учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Ленинграде у К. Петрова-Водкина;
1927-1929 в Высшем государственном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве у Д. Штеренберга.
C 1928 участник выставок, в их числе: 1928 4-я выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ; 1929 Художественная выставка СССР в Нью-Йорке; 1931 Парижская выставка; 1938 советская выставка в Лондоне; 1966 первая персональная выставка в Москве. 1978 вторая персональная выставка в Москве.
С 1931 работал как иллюстратор и оформитель книги, создавал декорации спектаклей в театрах Москвы, Киева, Одессы, Рыбинска.
C 1944 сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, был художественным редактором журнала «Вокруг света».
1959 удостоен серебряной медали на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за оформление книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости».
Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл ее я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И еще в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделенный от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шелковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком.
Леонид Зусман. 1978 (Балашов С. Леонид Зусман. М.: Agey Tomesh, 2004. С. 16. Новая история искусства)
-
(1906, Гродно — 1984, Москва)
График, живописец1919-1923 посещал частные художественные студии Ф. Рерберга и А. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских в классе И. Машкова.
1924-1926 учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Ленинграде у К. Петрова-Водкина;
1927-1929 в Высшем государственном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве у Д. Штеренберга.
C 1928 участник выставок, в их числе: 1928 4-я выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ; 1929 Художественная выставка СССР в Нью-Йорке; 1931 Парижская выставка; 1938 советская выставка в Лондоне; 1966 первая персональная выставка в Москве. 1978 вторая персональная выставка в Москве.
С 1931 работал как иллюстратор и оформитель книги, создавал декорации спектаклей в театрах Москвы, Киева, Одессы, Рыбинска.
C 1944 сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, был художественным редактором журнала «Вокруг света».
1959 удостоен серебряной медали на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за оформление книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости».
Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл ее я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И еще в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделенный от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шелковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком.
Леонид Зусман. 1978 (Балашов С. Леонид Зусман. М.: Agey Tomesh, 2004. С. 16. Новая история искусства)
-
Чупятов Леонид Терентьевич (1890, Санкт-Петербург — 1941, Ленинград)
Живописец, художник театра, педагог
Детство Л.Т.Чупятова прошло в Новгороде, начальное образование получил в новгородском городском училище
1908 — будущий художник переехал из Новгорода в Петербург
1908 — 1909 работал чертёжником на Франко-Русском судостроительном заводе
1909 — 1910 посещал занятия в школе Общества поощрения художеств в Петербурге
1909 — 1912 учился в частной школе профессора Я.Ф.Ционглинского
1912 — после смерти Я.Ф.Ционглинского в группе учеников продолжил самостоятельные занятия в его мастерской
1916 — 1918 продолжил занятия в той же группе под руководством К.С.Петрова-Водкина
1918 — перешёл в Академию художеств (Высшее художественное училище, с сентября — Петроградские Свободные государственные художественно-учебные мастерские) в мастерскую К.С.Петрова-Водкина
С 1916 года участник выставок, в том числе:
1917 — Выставка «Мир искусства», Петроград
1918 — Выставка картин «Мир искусства», Петроград
1919 — Первая государственная свободная выставка произведений искусства, Петроград, здание Зимнего дворца (13 апреля — 29 июня); Выставка произведений художественного конкурса на тему «Великая русская революция», Петроград, в залах Академии художеств (по итогам конкурса Л.Т.Чупятов был удостоен Третьей премии)
1923 — Выставка картин петроградских художников всех направлений, Петроград, в залах Академии художеств
1924 — Выставка картин московского общества художников «Жар-цвет», Москва
1925 — VI выставка Общины художников, Ленинград, в залах Академии художеств
1926 — Выставка конкурсных работ на тему «Рабочий» (конкурс организован объединением «Община художников»), Ленинград (первый вариант картины Л.Т.Чупятова «Красильщик» удостоен Первой премии)
1927 — Выставка театрально-декорационного искусства (1917 — 1927), Ленинград, в залах Академии художеств; Художественная выставка «В помощь жертвам наводнения в Западной Украине», Киев, в залах Киевской картинной галереи; Всеукраинская юбилейная выставка, посвящённая 10-летию Октября, Харьков (далее — Киев, Одесса, Днепропетровск, Луганск, Донецк, Макеевка, Мариуполь)
1928 — Художественная выставка Объединения современных художников Украины (ОСМУ), село Каменское Запорожской области, Запорожье, Днепропетровск (август); VII выставка Общины художников, Ленинград
1929 — Выставка картин Ленинградской Общины художников, Ленинград
с 1918 года постоянно занимается преподавательской работой
1918 (декабрь) — утверждён на должность ассистента в Свободных государственных художественно-учебных мастерских
1919 — 1920 преподавал в школе Балтфлота в Новгороде
1921 — 1925 работал в Исследовательских мастерских (институте) при Академии художеств
1926 — представил Государственной квалификационной комиссии доклад «Путь подлинного реализма в живописи (теоретическое обоснование произведённых мною исследовательских живописных работ)», который сопровождал отчётную демонстрацию 30 картин, созданных Л.Т.Чупятовым за время работы в Исследовательских мастерских
1926 — 1928 работал в Киевском художественном институте
1929 — 1930 — в Высшем художественно—техническом институте (Вхутеин)
1932 — 1933 — в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИНЖАС) на театрально-декорационном отделении
с 1933 художник и консультант Государственного Большого драматического театра в Ленинграде
1941 — умер от голода в блокадном Ленинграде
-
(1892, с. Дросково Орловской губ. — 1966, Москва)
Живописец, график1910-1913 училась в студии Ф. Рерберга;
1913-1917 — в студии И. Машкова в Москве.
1920-1921 преподавала в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Автор теоретических статей по новому искусству.
C 1914 участник выставок и экспонент объединений: 1914 «Бубновый валет»; 1917 «Мир искусства»; 1917 Московское товарищество художников; 1925 Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже; 1931 выставка группы «13»; 1962 персональная выставка в Центральном Доме литераторов в Москве.
1923 Автор обложки книги Николая Тарабукина «От мольберта к машине».
1931 член группы художников «13».
С 1926 года [Софронова] пишет маслом пейзажи Москвы. Любила она ходить по ее улицам и много гуляла по набережным Москвы-реки; все эти места были недалеко от ее переулка (Большой Афанасьевский), расположенного между Арбатом и Пречистенкой (ныне Кропоткинской). Гуляя делала маленькие зарисовки бледным карандашом с пометочками цвета, а то и просто запоминала, в чем много тренировалась, живя в Дроскове. Затем дома она предварительно выполняла пейзаж сначала акварелью с белилами (которых образовалась тоже серия). В выборе мотивов городских видов ее больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней.
Ирина Евстафьева (Художники группы «Тринадцать». (Из истории художественной жизни 1920-1930-х гг.) / Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. С. 193.)
-
(1892, с. Дросково Орловской губ. — 1966, Москва)
Живописец, график1910-1913 училась в студии Ф. Рерберга;
1913-1917 — в студии И. Машкова в Москве.
1920-1921 преподавала в Государственных свободных художественных мастерских в Твери. Автор теоретических статей по новому искусству.
C 1914 участник выставок и экспонент объединений: 1914 «Бубновый валет»; 1917 «Мир искусства»; 1917 Московское товарищество художников; 1925 Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже; 1931 выставка группы «13»; 1962 персональная выставка в Центральном Доме литераторов в Москве.
1923 Автор обложки книги Николая Тарабукина «От мольберта к машине».
1931 член группы художников «13».
С 1926 года [Софронова] пишет маслом пейзажи Москвы. Любила она ходить по ее улицам и много гуляла по набережным Москвы-реки; все эти места были недалеко от ее переулка (Большой Афанасьевский), расположенного между Арбатом и Пречистенкой (ныне Кропоткинской). Гуляя делала маленькие зарисовки бледным карандашом с пометочками цвета, а то и просто запоминала, в чем много тренировалась, живя в Дроскове. Затем дома она предварительно выполняла пейзаж сначала акварелью с белилами (которых образовалась тоже серия). В выборе мотивов городских видов ее больше тянуло к таким, в которых есть «уходящая» линия: например, она любила изображать набережные или мостовые и тротуары переулков. А также простор и много неба, реку, сквозные деревья (не нагруженные листвой); освещение мягкое, не дающее резких теней.
Ирина Евстафьева (Художники группы «Тринадцать». (Из истории художественной жизни 1920-1930-х гг.) / Сост., вступ. ст. М. А. Немировской. М.. Советский художник, 1985. С. 193.)
-
-
(1895, село Каменка Таврической губ. — 1974, Москва)
Живописец, график1914 поступила на историко-филологический факультет Московского университета.
1914-1916 занималась рисунком в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина.
1917-1918 посещала студию И. Машкова.
1919 участвовала в организации художественной студии, музея и плакатной мастерской в Никополе.
С 1919-1921 работала в подотделе искусств Крымского народного отдела образования в Симферополе под руководством Я. Тугендхольда.
C 1919 участник выставок, в их числе: 1919 выставка херсонских художников; 1932 выставка «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде; 1934 выставка в Клубе мастеров искусств в Москве совместно с мужем, Ф. Платовым; 1939, 1944 персональные выставки.
1949 исключена из МОСХа.
1992 персональная выставка в Выставочном зале «Кунцево», Москва.
Точно не помню года, но неизгладимое впечатление произвела на меня выставка Гончаровой, Ларионова, Бурлюка, открывшаяся в Херсоне. Эта выставка на всю жизнь наложила отпечаток на мое творчество. Всегда мне очень нравились примитивисты. Джотто, Брейгель Мужицкий и современные французские художники. В сериях «Лица и улицы», «В парикмахерской», «На темы древнерусских фресок» — источники очевидны: народная роспись, вывеска, лубок, икона. Но это не более чем отправные точки.Неуемная фантазия, спонтанность самовыражения, органичный примитивизм Ермиловой-Платовой — надежное противоядие от стилизации, тем паче от эпигонства. «Свое все-все любимое» — ее координаты. «В детстве ухаживала за цветами». Цветы — полевые, садовые, экзотические — позже доминирующий мотив ее натюрмортов. «Красота Днепра, необыкновенные разливы, поездки на лодках, парусниках и маленьких катерах в город Никополь в бури и тихую погоду запечатлелись на всю жизнь». Слово «запечатлелись», по-видимому, точное. Вряд ли писала она свою Каменку на Днепре впрямую с натуры, весной и летом из года в год. Похоже, что шла по развилкам памяти, как бы обретая вновь и вновь ощущение себя в распахнутом просторе воды, степи и неба. Пространство, обладающее собственным притяжением, ее пространство соткано из «летучей материи»— сгущения и разряжения света, и организовано «линиями, выражающими четкую ясность деталей и легкую расплывчатость пейзажа». Идеал художника: «Линия японцев… Она может быть твердой, как металл, и мягкой, как пух. Она передает спокойное равновесие и стремительное движение. Линия держится в плоскости и в объеме».
Ройтенберг О. О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были… Из истории художественной жизни. 1925 — 1935 / Сост. И. А. Никифорова, В. Н. Шабалаева. М.: Галарт, 2004. С. 370, 372 — 373.
—
Материалы о художнике:
-
(1895, село Каменка Таврической губ. — 1974, Москва)
Живописец, график1914 поступила на историко-филологический факультет Московского университета.
1914-1916 занималась рисунком в классах рисования и живописи К. Юона и И. Дудина.
1917-1918 посещала студию И. Машкова.
1919 участвовала в организации художественной студии, музея и плакатной мастерской в Никополе.
С 1919-1921 работала в подотделе искусств Крымского народного отдела образования в Симферополе под руководством Я. Тугендхольда.
C 1919 участник выставок, в их числе: 1919 выставка херсонских художников; 1932 выставка «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде; 1934 выставка в Клубе мастеров искусств в Москве совместно с мужем, Ф. Платовым; 1939, 1944 персональные выставки.
1949 исключена из МОСХа.
1992 персональная выставка в Выставочном зале «Кунцево», Москва.
Точно не помню года, но неизгладимое впечатление произвела на меня выставка Гончаровой, Ларионова, Бурлюка, открывшаяся в Херсоне. Эта выставка на всю жизнь наложила отпечаток на мое творчество. Всегда мне очень нравились примитивисты. Джотто, Брейгель Мужицкий и современные французские художники. В сериях «Лица и улицы», «В парикмахерской», «На темы древнерусских фресок» — источники очевидны: народная роспись, вывеска, лубок, икона. Но это не более чем отправные точки.Неуемная фантазия, спонтанность самовыражения, органичный примитивизм Ермиловой-Платовой — надежное противоядие от стилизации, тем паче от эпигонства. «Свое все-все любимое» — ее координаты. «В детстве ухаживала за цветами». Цветы — полевые, садовые, экзотические — позже доминирующий мотив ее натюрмортов. «Красота Днепра, необыкновенные разливы, поездки на лодках, парусниках и маленьких катерах в город Никополь в бури и тихую погоду запечатлелись на всю жизнь». Слово «запечатлелись», по-видимому, точное. Вряд ли писала она свою Каменку на Днепре впрямую с натуры, весной и летом из года в год. Похоже, что шла по развилкам памяти, как бы обретая вновь и вновь ощущение себя в распахнутом просторе воды, степи и неба. Пространство, обладающее собственным притяжением, ее пространство соткано из «летучей материи»— сгущения и разряжения света, и организовано «линиями, выражающими четкую ясность деталей и легкую расплывчатость пейзажа». Идеал художника: «Линия японцев… Она может быть твердой, как металл, и мягкой, как пух. Она передает спокойное равновесие и стремительное движение. Линия держится в плоскости и в объеме».
Ройтенберг О. О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были… Из истории художественной жизни. 1925 — 1935 / Сост. И. А. Никифорова, В. Н. Шабалаева. М.: Галарт, 2004. С. 370, 372 — 373.
—
Материалы о художнике:
-
(1894, Москва – 1968, Москва)
живописец, график1894 11 сентября родился в Москве в семье инспектора Опекунского Совета личного ведомства Императрицы Михаила Михайловича Романовича
1909 поступил на общеобразовательное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ)
1912 учится на живописном отделении МУЖВЗ. Учителями С.М. Романовича в Училище были А.Архипов, А.Бакшеев, К.Коровин, П.Кузнецов, С.Малютин, Л.Пастернак. В том же году вступает в круг соратников М.Ларионова.
1913 участвует в выставке группы М.Ларионова «Мишень»
1914 участвует в выставке «№4». После начала войны С.М.Романович призван в армию, но вскоре был демобилизован.
1915 персональная выставка в МУЖВЗ, на которой С.М. Романович показывает абстрактные работы
1918 заканчивает учёбу в МУЖВЗ и преподаёт в изостудии московского Пролеткульта
1920 начинает преподавательскую деятельность в Воронежских высших художественно-технических мастерских – Ворвхутемас
1921 вступает в союз художников и поэтов «Искусство – жизнь» («Маковец»).принимает участие в выставках Союза в 1922, 1924 и 1925 годах
1922 становится профессором Вхутемаса в Москве; в том же году во втором номере журнала «Маковец» публикует статью «О Реализме»
1928 вступил в Общество московских художников – ОМХ
1929 участвует в выставке художественного объединения 4 искусства; с того же года преподаёт живопись на рабфаке искусств в Москве
1935 начинает работать в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР, где останется до 1948 года
1950 преподаватель декоративного отделения Московского высшего художественно-промышленного училища
1968 21 ноября умер в Москве.
-
-
(1906, Гродно — 1984, Москва)
График, живописец1919-1923 посещал частные художественные студии Ф. Рерберга и А. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских в классе И. Машкова.
1924-1926 учился в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) в Ленинграде у К. Петрова-Водкина;
1927-1929 в Высшем государственном художественно-техническом институте (Вхутеин) в Москве у Д. Штеренберга.
C 1928 участник выставок, в их числе: 1928 4-я выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ; 1929 Художественная выставка СССР в Нью-Йорке; 1931 Парижская выставка; 1938 советская выставка в Лондоне; 1966 первая персональная выставка в Москве. 1978 вторая персональная выставка в Москве.
С 1931 работал как иллюстратор и оформитель книги, создавал декорации спектаклей в театрах Москвы, Киева, Одессы, Рыбинска.
C 1944 сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, был художественным редактором журнала «Вокруг света».
1959 удостоен серебряной медали на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за оформление книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости».
Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл ее я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И еще в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделенный от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шелковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком.
Леонид Зусман. 1978 (Балашов С. Леонид Зусман. М.: Agey Tomesh, 2004. С. 16. Новая история искусства)