Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиСемёнов-Амурский

Федор Семенов-Амурский "Суровое раздумье" 1974

Наверное, нельзя утверждать, будто Семёнов-Амурский принадлежит некоей «другой» культурной традиции, но можно констатировать, что в его произведениях живет традиция признания особой ценности «другого». Он говорит так, как нашептывает ему «язык искусства», он видит так, как высвечивает на его пути вещи «язык живописи», а звучание этого языка слышится ему повсюду – в искусстве древнего Египта и средневекового Китая, в произведениях Врубеля, Гогена и художников группы «Наби». Время и место не имеют значения. Важна только связь с «другим» языком, с «другим» в речи культуры, принципиально отличным от «нового» в проекте искусства ХХ века. Новое – только ритм, бесконечное возвращение к тому, что сегодня показалось «другим» началом, еще одним, иным истоком. Место, где сейчас слышится речь искусства, которое оказывается теперь совсем близко к той точке во времени и пространстве, откуда эта речь доносится. Само по себе «новое» тоже не имеет значения.

Творчество Семёнова-Амурского является постоянным напоминанием о том, что культурная традиция, которой принадлежит русское искусство ХХ века, – не единственная. Семёнов-Амурский демонстрирует удивительную восприимчивость к чужому, незнакомому художественному языку, способность приблизиться к его самым сокровенным движениям и намерениям и в то же время оставаться в стороне от предложения большой культуры – быть современным и быть вместе со всеми. Искусство он видит не как единое пространство, безразлично вбирающее в себя все версии художественных практик, а как неустойчивую границу, на которой язык искусства только сейчас становится прямой речью и звучит, оставляя здесь свое настоящее время. История искусства – это не общее направление развития пластической культуры, а бесконечное число личных усилий, собирающихся для постороннего наблюдателя в траектории собственных перемещений, в маршруты одиноких путников, в карты никогда не повторяющихся путешествий. Поэтому художник может не отвечать представлениям культуры об актуальности и современности, уклоняться от ответа на ее призывы. Быть современным – не значит совпадать с требованиями стиля и идти в ногу со временем. Это значит – открывать настоящее в каждом шаге, который становится не продолжением, а разрывом со всем, что было пройдено прежде.

Комментарии: 2

  1. Article comment test

  2. Thanks for your test comment

Оставить комментарий