Спрашивать о себе – значит откладывать заключение соглашений с институтами власти и избегать превращения своей речи в переводы текстов экономики и политики. Это значит – не доверять переводам. Это значит – научиться забывать о нормах корпоративной этики и освобождать себя от обязательств перед историей искусств, от корректности, от пожеланий и предписаний, от соглашений с текстами, гарантирующими новому искусству и всему настоящему времени появление в музее, который продолжает собирать культура «вечных ценностей».
Искусство спрашивает о себе, когда освобождается от страха разглядеть себя, увидеть все, чем оно стало в настоящем, расслышать свой голос. Освобождение от страха знать о себе – условие возвращения искусства в реальное настоящее. Культура приходит к этому состоянию через понимание того, что, отмечая праздники и исполняя гимны победам, подвергает себя значительно большей опасности, чем тогда, когда претерпевает поражения и переживает болезни.
Когда художник стремится исправлять картину мира, он теряет основания заниматься искусством. Когда искусство призывает общество стать «лучше», стать другим, внести изменения в конвенциональную шкалу ценностей, оно становится политикой. Оно обращается к политическому сознанию и структурирует себя как пространство политического диалога. Оно может быть агрессивным и находиться в оппозиции к существующей власти. Может усердно оправдывать ожидания системы управления. Так или иначе, оно только иллюстрирует историю политических языков, то есть совсем других языков и другой культуры.
Уверенная в себе культура создает иерархию условных ценностей и ложных идентичностей. Она декларирует первостепенный смысл содержания текстов политической власти. Она обеспечивает свою безопасность, бережет свою историю и защищает свои интересы на рынке. В таком состоянии культура не может и не желает быть ничем, кроме как политикой.
Капитановский Александр
25 авг 2012
Встретил Ваши тексты, прежде не довелось. Теперь читаю. С благодарностью и уважением.