Тогда становятся прозрачнее связи художников объединений «Мост» и «Синий всадник» не только с их непосредственными предшественниками – Винсентом Ван Гогом, Фердинандом Ходлером, Джеймсом Энсором и Эдвардом Мунком, но и с Эль Греко, и с целым пластом культуры маньеризма, а творчество плеяды мастеров, появившихся на художественной сцене во время войны 1914–1918 годов и в первые послевоенные годы, – Отто Дикса, Георга Гросса, Макса Бекмана и других – приобретает дополнительные измерения, когда зритель принимает во внимание внутренний диалог представителей откровенно «социального», «критического» искусства не только с холстами и офортами Франсиско Гойи, но также наследием Питера Брейгеля, Альбрехта Дюрера и художников Дунайской школы. Язык искусства не ограничивается социальной критикой. Задача художника всегда намного сложнее. И роль зрителя намного интереснее.
Во время свидания с «историей искусства» речь идет не о формальных стилистических параллелях и аналогиях, а об особых, узнаваемых состояниях произведений как частных случаях огромной традиции, о состоянии художественного языка, о тех смысловых блоках, которые положены в самое основание отношений каждого автора с практикой художественной речи.
То же и в русском искусстве. «Экспрессионизм» здесь может быть представлен историей интервенции другой культуры и другого языка, историей попыток переноса европейских культурных проектов в русский ландшафт. «Экспрессионизм» вообще может быть лимитирован участием художников, представлявших Россию на европейской арт-сцене. И в том, и в другом случае сам вопрос об экспрессионизме в России продиктован намерением зарегистрировать культурное пространство, наиболее точно соответствующее европейской модели истории искусства в ХХ веке.
Но подобное отношение игнорирует опыт наивысших художественных прозрений русской школы ХIХ столетия – опыта Александра Иванова, Павла Федотова и Николая Ге. Их объединяет внутреннее, динамичное, становящееся все более открытым и явным качество спиритуалистической напряженности. Это состояние передается самими изобразительными средствами – цветом, пластикой, линией и мазком. Оно видится как все нарастающее, достигающее кульминации в поздних работах художников, движение навстречу раскрытию сущностного духовного первоначала, что и называется «спиритуализмом». Решение поставленной задачи требует огромных усилий. Это не жест, это действие. И оно столь радикально, что ломает поверхности произведений, изменяет привычные обличия мира, изменяет людей, смысл повседневных занятий, смысл много раз прочитанных книг.
Капитановский Александр
25 авг 2012
Встретил Ваши тексты, прежде не довелось. Теперь читаю. С благодарностью и уважением.