Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиВасилий Андреевич Коротеев

Василий Коротеев. Читающий мальчик, 1927

В 1920 году Коротеев поступил на учёбу в Художественно-производственные мастерские печатного дела при 1-й Образцовой типографии, в недавнем прошлом — типографии Товарищества И. Д. Сытина в Москве. Там произошла встреча с Л. Ф. Жегиным, который стал его учителем, наставником, а потом и ближайшим другом до последних дней жизни.

Лев Фёдорович, как и другие преподаватели мастерских — Н. М. Чернышёв, С. В. Герасимов и М. С. Родионов, — входил в Союз художников и поэтов «Искусство — жизнь». Преподававший рисунок М. А. Добров, хоть и не являлся членом Союза, но был близок сформировавшему его кругу художников.

История русского послереволюционного искусства не знает художественного объединения более несвоевременного и независимого от художественной моды и политической конъюнктуры. Больше известный как «Маковец», по названию издаваемого им журнала, Союз объединял ярких и непохожих друг на друга мастеров на основании идеи о нарождавшейся новой, духовной мировой культуре и о первостепенном значении в ней живописи, принадлежавшей культурной традиции и открытой заново; о новой живописи, выросшей над критическими и аналитическими концепциями левых течений первых десятилетий XX века и ставшей способом познания мира наряду с физикой, математикой, философией и современной теологией, способом восстановления культурной памяти и связей с искусством, которое триста, пятьсот и семьсот лет назад формировало культурные пространства Европы.

«Наше искусство исходит из страстных потребностей души, которой приходится собирать одиночные лучи света, рассеянные рефлектирующим мозгом современности. Мы видим конец искусства аналитического, и нашей задачей является собрать его в мощном синтезе. Мы полагаем, что возрождение искусства возможно лишь при строгой преемственности с великими мастерами прошлого и при безусловном воскрешении в нём начала живого и вечного. Наступает время светлого творчества, когда нужны незыблемые ценности, когда искусство возрождается в своём бесконечном движении. Мы верим, что русское искусство и русская мысль, пройдя через столь огромные плавильные пертурбации, какие пережило оно за последнее десятилетие, несёт большую радость миру», — сказано в тексте «Наш Пролог», написанном вдохновителем Союза В. Н. Чекрыгиным и опубликованном в первом номере журнала «Маковец» [1].

____________________

[1] — Маковец. 1922-1926. Сборник материалов по истории объединения. М., 1994. С. 55-56.

Оставить комментарий