Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиВасилий Андреевич Коротеев

Василий Коротеев. Сосны, 1920-е

Мы же анализируем форму и не заменяем предмета знаком — мы хотим создать образ, существующий самостоятельной жизнью, параллельно предмету, существующему в реальном мире.

Мы ищем искусства реалистического, как по форме, так и по содержанию и сюжету.

В равновесии между формой и содержанием или даже в полной нераздельности этих понятий мы видим путь к осуществлению такого искусства.

Форма есть средство для наглядного постижения образа и потому находится в функциональной зависимости от содержания картины.

Картина — маленький мирок, построенный по законам, подобным существующим в реальности, и потому органически замкнутый в себе. Образ, цепь образов, их сочетание, композиция — вот содержание такой картины. Образ, как и в реальном мире, должен быть внутренне оправданным, органическим и целостным, что вытекает из самой его сущности. Это относится как к живой, так и к мёртвой природе. Все формальные построения связаны с рамой как с условным обозначением пространства, как с границей этого маленького мирка — картины. Так создаётся равновесие объёма и пространства и восстанавливается связь с забытыми традициями» [3].

Текст манифеста позволяет сделать следующие выводы: молодые художники второй половины двадцатых годов оказываются призванными к обсуждению и решению проблем творчества, лежавших в круге интересов мыслителей «русского культурного ренессанса начала XX века» — Н. Ф. Фёдорова, В. С. Соловьёва, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. Декларация о разрыве со всякой условностью и поиске реалистического искусства звучала очень обычно для своего времени, похоже на заявления об исканиях в области нового художественного языка и отказе от формализма, но имела совершенно иной, противоположный смысл: реализм здесь — это реальность другой культуры и другого человека, нового отношения людей к себе, своему творчеству и своей человечности. А с точки зрения культурной стратегии — речь идёт об альтернативном направлении развития искусства, о невозможности участия в разработке его бюрократической, обезличенной и огосударствленной модели; о развитии художественной мысли в России в направлении поиска искусства как правды жизни, как прорыва сквозь видимости к истине, как языка, на котором человек оказывается способным высказать самые сокровенные и самые личные мысли и чувства.

____________________

[3] — Выставка объединения художников «Путь живописи». Каталог. М., 1995. Без пагинации.

Оставить комментарий