Коллекционирование можно понимать как изъятие материальных объектов из среды общего пользования и передача их в пространство личной опеки и ответственности частного лица или группы лиц. Очень важным вопросом является следующий: существует ли необходимость, нуждается ли искусство или отдельное произведение искусства в такой опеке? Находится ли оно в большей безопасности в публичном музее или в частном собрании, в каком пространстве его обращение к современнику яснее и громче? Что предпочтительнее для его реального присутствия в культуре? Практика последних лет говорит о том, что в России начала третьего тысячелетия, столкнувшейся с фактами приватизации произведений, совсем недавно находившихся в поле общественной опеки, это вопрос далеко не теоретический.
Коллекция произведений искусства — это соотношение и балансирование между «давать» и «брать». Каждый коллекционер принимает самостоятельное решение, какое намерение преобладает в его работе. Коллекционер может стремиться к обладанию произведением, потому что готов передать его существованию свои силы и средства, а может ждать публичных признаний того, что владение произведением искусства стало индикатором особого социально-материального статуса собирателя. До сих пор существуют коллекции, побуждающим мотивом которых является предоставление предметам искусства личной опеки и безопасности, которой не гарантирует публичное пространство, и может быть даже так, что действия коллекционера не адресованы сообществу, но, напротив, направлены на защиту от него. Но может быть, что только ассоциация предмета коллекционирования с успехом его обладателя, функция произведения искусства как социального лифта привлекает к нему внимание покупателя.