В сознании повседневности и в интерпретации информационных служб рынок часто объективируется до такой степени, что может представляться пространством почти сакральным. Рынок стал полем, в котором рождаются и оформляются смыслы культуры. И рынок предлагает простую иерархию смыслов: ценно то, что дорого, ценно то, что имеет покупателя и высокую ликвидность.
Так появился сектор искусства как части индустрии роскоши; появилось медийное искусство, стремящееся попасть в информационное пространство, и популярное, которое эксплуатируется информационным пространством; здесь оценивается популярность, причём популярность в узком кругу потребителей и продавцов, в системе, существующей на основе идеи, будто цена на искусство обязательно связана с его качеством и вырастает, когда вырастает его ценность. Такова цена истории, которую можно продать и купить, имя, которое можно добавить к списку своих контактов и регалий, символ, но не качество.
Русское искусство 1920-х — 1930-х годов плохо укладывается в эту модель культуры, тем оно и ценно, что может послужить основанием иного подхода к пониманию осмысления содержания культурной истории России прошлого столетия.
Коллекция ЮниКредит Банка возникла как отражение поиска ответов на один из главных вопросов, которые задаёт русская культура и который особенно громко звучал в те годы, когда эта коллекция начала формироваться: каково наше прошлое? Появляющиеся финансисты, участвующие в международных финансово-экономических программах, искали национальные проявления и основания той интернациональной культурной системе, в которую вливались и с которой начинали себя ассоциировать и идентифицировать. Отсюда — скептическое отношение к гипертрофированной политизированности в понимании русской истории и культуры и отказ от работы с политически маркированным искусством, то есть, искусством с короткими связями и быстрыми смыслами. Финансисты думали об имеющей корни и традиции современности и искали в русской культуре присутствие признаков этой программы.