Коллекция может быть частной практикой, увлечением и отражать личность собирателя. С другой стороны, коллекция может перерастать пределы частного занятия и сообщать нечто важное и часто новое об искусстве, что-то, что изменяет или существенно дополняет представление современников о нём. Коллекционирование — это сообщение об искусстве, обществе и человеке и демонстрация того, что мы нуждаемся в искусстве, что оно необходимо расширяет, изменяет или ломает нашу повседневность. Это не единовременное действие, это работа с группой культурных фактов, растянутая на десятилетия. Но это ещё не ответ на вопрос — почему мы нуждаемся в искусстве? В современном обществе искусство всё чаще утрачивает смысл открытия, утрачивает самостоятельную гносеологическую ценность, перестаёт быть обращением к реальности и ограничивается обращением к сообществу, заказчику, зрителю; оно перестаёт быть размышлением о мире и становится поводом к демонстрации иных смыслов и ценностей, например, ценностей элиты общества потребления.
Коллекция — это проект культурной реальности и как художественный проект собрание произведений искусства аккумулирует и транслирует смыслы, с которыми связано функционирование искусства в обществе и пространстве межчеловеческих отношений. Коллекция не только усиливает современное звучание смыслов, присутствующих в старинных или современных фактах искусства, но сообщает событиям прошлого новое содержание. Этот смысл вызван намерением общества в целом или отдельной и небольшой социальной группы связывать реальность своего существования с существованием фактов культуры. Так возникает ощущение незавершённой и открытой в настоящее время истории и потребность в ответственности за своё прошлое.