Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиАрсений Леонидович Шульц (1910 – 1976). Дневники постороннего. К столетию со дня рождения

По-настоящему интересными сегодня видятся работы совершенно другого свойства – это ранние рисунки А.Л.Шульца. Почти все они созданы в течение всего четырёх лет, с 1928 по 1932 год. Элемент шаржа в них заметнее, преобладает гротеск, но исток его в обострённом восприятии молодым человеком примет и особенностей страны, в которой он родился, состояния времени, в котором живёт, и искусства, которое он только-только открывает для себя; эти произведения полностью погружены в действительность повседневной жизни. В ней он склонен подмечать что-то почти скандальное, то, что находится на грани дозволенного и чревато двусмысленностью. Художник переживает и эстетизирует будничность, подчёркивая в ней преходящее и приземлённое, составляя первые собственные представления о реальной жизни; часто он ещё только играет в неё, исполняя какую-то самому не понятную и даже вовсе не известную роль. Законы этой реальности он узнаёт, реконструирует и, возможно, часто выдумывает благодаря литературе, современным пьесам, кинематографу и проникающей в молодёжную среду космополитичной эстетике европейской культурной моды.

Поэтому художественный язык этих рисунков – особая тема: молодой рисовальщик 18-ти – 22-х лет, разумеется, ещё не нашёл своего почерка, он внимательно всматривается  в работы известных мастеров, их влияние очевидно сказывается на его творчестве, и это особенно любопытно, потому что мы имеем возможность замечать, какое искусство оказывает влияние на молодого интеллигентного человека 1920-х годов, самостоятельно ищущего себя и свой художественный почерк.

Интересно наблюдать за тем, как художник открывал для себя языки современной культуры. С детства он был влюблён в искусство, причём очевидно, что более всего его внимание привлекали именно новейшие направления. В его архиве случайно уцелели замечательные рисунки 1924 года: четырнадцатилетний подросток рисовал, имитируя приёмы и манеры Аристарха Лентулова и Робера Делоне.

Сразу бросается в глаза влияние немецких экспрессионистов. Осенью того же 1924 года в Москве в залах Государственного Исторического музея состоялась 1-я Всеобщая германская выставка, и многие рисунки А.Л.Шульца сохранили отпечаток социального критицизма и граничащей с жестокостью натуралистичности, которую в связи с прошедшей выставкой настойчиво обсуждала современная критика. Ему было 20 лет, когда, в 1930 году, в его библиотеке появилась маленькая книга К.Зелениной, посвящённая творчеству Франса Мазереля (на обложке книги его имя транскрибировано как Мазереель). А.Л.Шульц любил этого художника и часто подражал ему. Найденные им образы католических священников, например, заставляют вспомнить хрестоматийный рисунок Ф.Мазереля «L’ Eglise» («Церковь») 1917 года из серии «Политические рисунки».

Оставить комментарий