Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиАрсений Леонидович Шульц (1910 – 1976). Дневники постороннего. К столетию со дня рождения

Абсурд является нервом и вектором многих работ А.Л.Шульца. Это арена с тореадором, превращающаяся в открытый рот с зубами зрительских лиц или фотографически достоверно описанная будка с надписью «Кипяток» на железнодорожной станции «Воши». Иногда в ткань произведения художник включает текст, слова, актуализируя существование нового визуального искусства в зоне напряжения между пластикой и языком. И особое место среди этих рисунков занимает авторский альбом «Задние конечности» 1930 года. Это книга без слов, содержащая изображения без смысла; нарисованы ноги – то, что каждый человек видит ежедневно и на что как будто не обращает внимания; или это не совсем так, и люди замечают, какие ботинки надеты не ком-то, или почему кто-то босой? Это не важно? Хочется сказать – нет, не важно, но каждый человек каждое утро обувается и выбирает, в какой обуви ему идти, но когда это становится предметом художественного высказывания, когда наблюдение бытового «ничто» становится языком искусства – мы имеем основания констатировать, что в молодёжной среде конца двадцатых воспроизводится или появляется новая абсурдистская механика искусства, происходящая из литературно-пластических экспериментов авангарда и воспринявшая послания дада и сюрреализма; система, в которой существует литература ОБЭРИУ и из которой растёт европейский концептуализм и американский поп-арт.

А.Л.Шульц родился в Таллине 23 декабря 1910 года. Учился на Землемерных курсах в Москве, закончил их в 1929-м. Во время учёбы принимал участие в деятельности театральной студии, был членом редакционной коллегии, занимался оформлением здания, в котором размещались курсы, к революционным праздникам. Начал работать как профессиональный художник в семнадцати – восемнадцатилетнем возрасте, имея за плечами студию Д.Н.Кардовского, которая заложила фундамент мастерства рисовальщика, незаурядный талант и огромное желание продолжать учиться, чтобы быть художником и рисовать. Ещё совсем молодым человеком он сотрудничает с издательствами, газетами и журналами, и в то же время получает профессиональное образование – сначала на рабфаке Вхутеина, а после –  с 1933 года – в разместившемся в здании Вхутеина Московском Архитектурном институте.

Оставить комментарий