Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиАрсений Леонидович Шульц (1910 – 1976). Дневники постороннего. К столетию со дня рождения

В части работ заметно сказывается влияние модных левых художников – Д.П.Штеренберга, В.В.Лебедева, А.А.Дейнеки и других, часто признанных, а иногда ещё совсем молодых, но уже известных в молодёжной среде мастеров. Некоторые работы он делал для заработка –  так поступали в те годы многие студенты. Как и его сокурсники и старшие соученики, он рисовал эскизы рекламы и выполнял иллюстрации, но число этих листов невелико. Большая часть работ – рисунки для себя, зарисовки, которые он делал, наблюдая жизнь города 1920-х годов, уличные сценки, уличные персонажи, часто напоминающие героев кинофильмов и фельетонов, его друзья и подруги. Жизнь молодого человека отражалась в рисунках, как в дневнике.

Художника привлекала экстравагантность; исключения из правил намного ценнее самих правил; ему интересно находится там, где хотя бы ненадолго нарушается общий порядок действительности, ему интересны те места, где норма оставляет возможность постороннему посмеяться над собой. Поэтому гротеск и карикатура становятся преобладающими формами художественного высказывания в творчестве А.Л.Шульца.

Его работы  очень кинематографичны; они улавливали и интерпретировали стиль времени через ироничную пластику субъективной историчности, они подчёркивали второстепенное, не правильное, не главное, частное и даже интимное. Вдруг он рассуждает о реальности власти частного пространства. Общий исторический процесс – только тема частной беседы, а она и есть – реальность.  Построенная в колонны история ещё не собралась с силами и не сомкнула ряды. Часто художник проявляет склонность к некоторому эпатажу, впрочем, по-юношески целомудренному; в некоторых листах заметен лёгкий поклон в сторону большой традиции серебряного века – здесь неожиданно обозначается территория игры в декаданс (в стиле двадцатых годов очень много игры) и регистрируются симптомы хронической русской болезни «лишнего человека»; здесь описывается тип поведения, который понимается молодым художником как утомительное в следствии однообразия наблюдение социального ландшафта. Другим оттенком смысла этой эстетики становится демонстративное стилизаторство. Оно отражает растворение искусства в среде зарождающейся индустрии развлечений. Это не только кинематограф, это среда танцевальных площадок в ресторанах и клубах, варьете, джаза, театра, стремительной экспансии новой, популярной музыкальной культуры, которая предлагает визуализировать иное поведение через новую, недавно усвоенную пластику тела. Тогда живопись и рисунок воспроизводят образы героев экрана и сцены, скучающих денди, искателей наслаждений, живущих ради удовлетворения сиюминутных желаний, авантюристов, которым в конце фильма обещана удача и победа над обстоятельствами.

Оставить комментарий