Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

статьиКорпоративная коллекция как личный опыт

Александра Кольцова-Бычкова. Парижанка в красной косынке. 1932

И хотя это слабо связанные между собой вещи, но и сегодня коллекция не обязательно подразумевает событие на рынке искусства. Коллекция — это в большей степени событие в пространстве смыслообразования.

Само по себе понимание, что такое рынок искусства, особенно, рынок искусства в России, требует обстоятельного обсуждения. Здесь же необходимо сделать только несколько коротких замечаний. Скорость, с которой меняется наполнение времени настолько велика, что культура вынуждена находить модели и механизмы существования в условиях быстрого переписывания того, что является её содержанием. В этом смысле идеальной моделью культуры является бессодержательность, ассамбляж пустых форм, гарантирующих узнавание использованных ранее устойчивых смыслов. Именно поэтому современное понимание художественного авангарда начала ХХ столетия вне профессиональной среды до сих пор мало изменилось со времени своего появления на свет. Современный человек поглощает так много информации, что не нуждается в длительных ассоциациях; поэтому массовая культура может испытывать потребность освобождения от истории или превращения её в набор тех же выученных и узнаваемых смысловых клише. Мы являемся свидетелями поверхностного и бессмысленного перепоручения одного фиктивного события другому. Узнавание обеспечивается повторяющимся набором культурных клише и текстов. Культура стремится к жизни за счёт истории.

Модернизм заявлял о ценности нового на фоне прошлого, известного и присутствующего в памяти; интеллектуальный постмодернизм семидесятых-восьмидесятых существовал благодаря присутствию знаний и умению посмеяться над своей укоренённостью в припоминании. Ценность современного события в области массовой культуры заключается в самом факте появления в поле массового внимания; информация становится формой репрезентации культуры, смыслом культурного факта, а не его упаковкой; на смену информации пришла перформация.

Оставить комментарий