-
Художественное собрание ЮниКредит Банка
В современном мире коллекция произведений искусства составляется как текст. Коллекция и есть текст, сообщение о сохранности смысловых связей в культуре, свидетельство восстановления связи времён. Современность стремится к пониманию того, из каких состояний истории и человечности звучат эти сообщения, какие голоса мы различаем в произведениях искусства, каково содержание этих посланий, обращённых к нам и нашему времени.
-
Анатолий Иванович Шугрин (1906 — 1987) Искусство без контекста и личная реальность
Язык искусства Анатолия Шугрина рождается в том секторе пространства русской культуры ХХ столетия, где огромную роль играет о т к р ы т о с т ь европейскому и мировому искусству, его историческим состояниям и новейшим направлениям. Понимание такой открытости как эпигонства и подражательства представляется глубоким заблуждением.
-
Александр Александрович Риттих (1889 — 1945). Наброски к статье
Низкая луна над горизонтом и лунная дорожка на воде, похожая на литеру i – мотив, который Эдвард Мунк мог осмыслить как скольжение на грани видимого предела и предел видимого мира, как границу между видимым и невидимым и знамение перехода из одного состояния в другое, завершения – венца – прежнего порядка вещей и начала нового времени, новой действительности, нового отношения к действительности человека, открывшего в себе способность по-новому видеть мир.
-
Вопросы об авангарде. Проект и смысл. Питер Гринуэй в московском Манеже.
От эпохи авангарда нас отделяет сто лет. Почему сегодня это искусство снова становится важным и особенно актуальным? Как мы сами относимся к тому, что приходя в музей, задаём те же самые вопросы и говорим почти те же самые слова, которые задавали и произносили современники Ларионова, Малевича, Родченко и Филонова?
-
Корпоративная коллекция как личный опыт
В современном мире собирание произведений искусства происходит как составление текста. Коллекция существует как текст. Мы стремимся к пониманию того, из какого состояния человечности, из какого смысла истории звучат голоса, которые мы различаем в произведениях искусства и в которых мы научились слышать обращение к нам и нашему времени...
-
Московское общество художников «Жар-Цвет» (1924 – 1929)
Название группы «Жар-Цвет» не только ставит вопрос о новой волне символизма в изобразительном искусстве. Оно также провоцирует дискуссию об оккультной и магической составляющих в культуре конца XIX – первой трети ХХ века, и уж наверное – о связи между фольклорной традицией и иррационалистическим миропониманием, между народной магией и абсурдистским эскапизмом в русском искусстве первой четверти ХХ века и о самом намерении искусства оспорить «реальность» у истории...
-
Георгий Александрович Щетинин (1916 – 2004). Путешествия крылатого
«Художественное произведение, которое нельзя назвать одним словом – Родина, вряд ли имеет право жить.» Если бы в середине 1970-х эти слова прозвучали с трибуны съезда Союза художников, если бы они были опубликованы в центральной печати и им аплодировали видные деятели культуры, сегодня вряд ли мы обратили бы на них внимание. Ведь тогда они были бы продиктованы стремлением оправдать лицемерие и формальность демагогического искусства позднесоветского периода и стали рядовым проявлением цинизма...
-
AES+F "Allegoria Sacra" Статья для каталога выставки в галерее Триумф. Москва, 8 – 30 декабря 2011
Современная культура не говорит аллегориями. Она играет ими. Похоже на то, как играют дети вокруг яблони на картине Джованни Беллини, ставшей поводом для нового осмысления категории священного, предлагаемого группой AES+F, и размышления над самой возможностью интегрировать её в пространство современной культуры. Самые глубокие свои корни и самые незыблемые основания культурная история человека находила в изучении категории священного, связывая её с происхождением жизни и переживая необходимость её существования как проявление божественного плана и помысла, наполняющего смыслом земной путь человека...
-
AES+F "Allegoria Sacra" article for the Triumph gallery exhibition catalogue. Moscow, 8 - 30 of December, 2011
Contemporary culture doesn't speak in allegories. It plays with them. Similarly to the way in which the children play under the apple trees in that painting by Giovanni Bellini which is both the subject of a new consideration of the sacred by AES+F, and a reflection on the possibility of integrating the work in to the space of contemporary culture.lhe cultural history of humankind has its deepest roots and its most stable foundations in the study of the sacred, linking it with the origin of life and the experience of the necessity of existence as a manifestation of the divine plan which gives meaning to humankind's earthly journey.
-
Арсений Леонидович Шульц (1910 – 1976). Дневники постороннего. К столетию со дня рождения
23 декабря 2010 года исполнилось сто лет со дня рождения художника, чья жизнь может стать основой сюжета книги или сценария киноромана, а может прозвучать как метафора истории искусства в России ХХ века: сегодня, во многом благодаря усилиям отечественных искусствоведов, это – история с многообещающим предисловием, увлекательным началом, феерическими первыми главами, которые разворачиваются в рассказ, о котором хочется поскорее забыть, и завершением, в котором отчётливо звучат ноты не великой катастрофы, а тихого и печального вырождения.
-
Ростислав Николаевич Барто - Второе значение вещи
Ростислав Николаевич Барто родился в 1902 году и принадлежал поколению художников, пришедшему в мир искусства в начале 1920-х. Этому поколению было суждено сделать важнейшее открытие: новая культура создаётся не в борьбе за власть, а в отказе от диалога с властью; культура избирает путь непричастности системе власти...
-
Ростислав Барто
Яркие, наполненные событиями первые годы в искусстве; блестящие преподаватели, широкий круг профессионального общения, активная выставочная деятельность… И почти вдруг – эта линия жизни обрывается. Начинается другая, где...
-
Леонид Павлович Зусман статья для журнала ДИ
Современная культура ставит в вину таким художникам, как Зусман, то, что они не стали известными, то, что она их не знает. Но их величайшее достоинство как раз в том, что они не стали здесь известными, то есть – не стали частью фиктивной культуры. Это смысл независимого, свободного искусства ХХ века – не быть интегрированным в систему бюрократического оповещения; не появляться в иерархии назначенных ценностей. Ведь в России власть, а сегодня уже и большая часть населения, так равнодушна к искусству, потому что знает, что популярное, известное искусство в России ХХ века – это фикция.
-
Леонид Зусман
История художника Зусмана – это рассказ о встрече человека с искусством в ХХ веке. Эта встреча – не подтверждение устойчивых точек зрения и общепринятых описательных схем, а спор с фиктивной очевидностью места искусства. Как будто оно всегда в пределах достижимого...
-
Zusman
The story of the artist Zusman is one of a man’s encounter with art in the 20th century. This encounter is not a confirmation of conventional view- points or generally-accepted descriptive schemes, but rather an argument over the fictitious obviousness of art’s place, as though it were always within reach...
-
Русская живопись (1920-30)
Изобразительное искусство в России 1920–1930-х годов рассматривается, как правило, в контексте культурного процесса, начавшегося в 1910 году и получившего название русского авангарда. В 1918 году «левое» искусство вступило в короткий период сотрудничества...
-
Russian painting (1920-30)
Art in Russia during the 1920s and 1930s must be studied, as a rule, in light of the cultural process known as the Russian avant-garde, which had its start in 1910. This leftish art form entered into a short period of collaboration with the newly-formed Soviet state in 1918, when avant-garde artists were asked to put into effect the state’s project of new cultural politics. At the time, the avant-garde movement had not yet been forced to compromise its values in order to please the government, and still harbored the illusion that their ideals would coincide with those of the state.
-
Поставангард или русское искусство 1920 - 1930 годов
Согласно широко распространенному сегодня представлению, искусство двадцатых ограничивается конфликтом авангарда с тем искусством, о котором в 1922 году начинали говорить как о «героическом реализме», а с течением времени - как о «социалистическом реализме». На самом деле история была интереснее и сложнее.
-
Post-avant-garde / Russian art of the 1920s-1930s
While talking about the Russian art of the 1920s, we inevitably pay attention to its polyphony: the simultaneous existence of multiple points of view on what contemporary art should be like, what it should talk about, and what language it should use for this. The art of those times was a complex space marked by the coexistence of various models and forms. In other words, it was an area where various artistic languages were spoken whereby various projects that were parts of the new culture sought to assert themselves and defeat the influence of rival programs.
-
Экспрессионизм: эстетика маргинального искусства в России 20 века
Искусство существует, когда спрашивает о себе. Что значит – спрашивает? Значит – возвращается. Каждым произведением, в каждом действии искусство возвращается к вопросу о том, что оно такое. И каждое действие мнится в нем ответом, потому что утверждает...
-
Expressionism: The aesthetics of marginal art in 20th century Russia
Art exists only when it inquires about itself. What does inquiry mean? To inquire means to return. With each work, with each production, art returns to the question of what it really is. Each work of art is considered an answer to this question, because it confirms the reality of the present, the existence of art in the here and now. But in the same moment, the event of producing this art becomes history and destroys any assurance of reality, inasmuch as only a shadow of the artist’s intention remains, while the intention itself has disappeared into the past.
-
Василий Андреевич Коротеев
Многие исследователи русского искусства XX века говорят, что новое время мало знает культуру этого близкого, но всё больше и больше удаляющегося от нас прошлого. Современность уверенно и охотно говорит об искусстве в контексте политической истории, но не так ясно умеет различать другие контексты или откровенно игнорирует их.
-
Vasily Koroteyev
Many students of twentieth century Russian art say that the new era knows little about the culture of this past that is close by but ever receding further and further from us. Modernity confidently and enthusiastically speaks of art in the context of political history, but is unable to very clearly distinguish between different contexts or openly ignores them...
-
Семёнов-Амурский
Своим присутствием тексты утверждают, что произведение существует только потому, что прописывается в пространстве современной текстуальности. Произведение присутствует, потому что представлено текстом в пространстве культурной политики. Оно находится в тексте...
-
Семёнов-Амурский (статья для журнала Academia №1 2010 г.)
В первые десятилетия ХХ века изобразительное искусство менее всего могло быть отнесено к сфере развлечений. Скорее, художественное творчество становилось формой существования человека или способ понимания его жизни; это конструктивная...
-
Каменский. Статья для журнала ДИ
Алексей Васильевич Каменский – один из тех художников, чьи работы определяют пластику молодой нонконформистской культуры в России шестидесятых годов ХХ века. Новое время уже поручило эту культуру зоне истории. Только в нескольких индивидуальных практиках её присутствие остаётся действительностью настоящего и не ограничено рамками исторической дисциплины...
-
Алексей Каменский
Свои произведения художник называет «подготовительными работами», добавляя к этому: «Хотя зачастую они оказываются лучше картины, ради которой выполнялись». В представлении стороннего наблюдателя эти подготовительные рисунки...
-
Злотников
История искусства – это удивительная дисциплина. Прежде всего, она замечательна тем, что собственно факты истории или события не составляют её смысла. Смысл в интерпретациях.
-
Владимир Семенский. Новая живопись
Когда современное искусствознание ставит на повестку дня обсуждение вопроса о живописи в новейшем искусстве, оно подразумевает или предлагает принимать во внимание тот факт, что современные художники редко пользуются живописью как языком, с которым работают; для создания своих произведений они пользуются иными средствами, и современная аудитория их прекрасно понимает...
-
Мария Семенская
Летом 2008 года Мария Семенская начала серию произведений, которая обратила на себя внимание ввиду нескольких обстоятельств: этот цикл предельно лаконичен в выборе формы или собственно визуальных параметров каждого фрагмента из тех, что составляют его целое на сегодняшний день...
-
О книгах серии "Новая История Искусства"
Издательская программа «Новая История Искусства» начата в 2004 году. Цель программы – публикация материалов, освещающих малоизвестные страницы истории русского искусства ХХ века. Из этих страниц собираются новые главы истории.
-
Москва - свет семидесятых
В основу проекта Москва - свет семидесятых положена работа с негативами фотографий, сделанных Андреем Волковым в 1970-х годах. Волков искал материал для своей живописи. Тогда его не волновало качество фотографии – важнее были композиционные схемы, которые в процессе работы можно было развернуть в знаки времени...
-
Русский завтрак на траве
Родословная работ Наташи Арендт уходит в традиции русского неопримитивизма и, таким образом, принадлежит одному из интереснейших направлений в русском искусстве. Эта традиция сегодня появляется на постконцептуальной сцене как исследование художником элементов поверхностей...
-
Ливия. Лептис Магна.
Лептис – один из трёх древних городов, находившихся в западной части современной Ливии. Эти три города – Лептис, Сабрата и Оя (старое названия города, находившегося на месте Триполи), которые греки называли «триполис», то есть, «три города», дали название, сохранившееся за западной частью Ливии до наших дней – Триполитания. Отсюда произошло название современной столицы Ливии – Триполи или, по-арабски, Тарабулюс...
-
Елена Фокина
Искусство создаёт не картину мира, а сам мир. Искусство и есть создание мира. Даже будучи повествованием, искусство не пересказывает события внешнего мира, а говорит языком действительности, то есть, позволяет действительности высказываться, становясь письмом или речью. Грамматика может быть любой. Техника может быть любой. Выбор современной технологии не является гарантией того, что перед зрителем новое художественное произведение. Живопись может быть современнее, чем любая современная техника. Всё дело в смыслообразовании...
-
Маша Семенская
В работах Маши Семенской отражается столкновение двух речевых потоков: один – это прямая речь художницы, другой – огромный поток или огромное множество потоков речей, составляющих пространство всей окружающей её действительности. Фактически, это столкновение двух потоков реальности...