В журнале ACADEMIA, №1, 2010 напечатана статья, опубликованная на сайте и посвящённая творчеству Ф.В.Семёнова-Амурского. Статья открывает рубрику «Наследие. ХХ век» и имеет редакционное название «Перед лицом времени».
В журнале ДИ №3, 2010 появилась статья, написанная к 80-летию Юрия Савельевича Злотникова. В журнальной публикации ошибочно – 1957 годом – датированы произведения Ю.С.Злотникова из серии «Сигналы» — «Сигналиная композиция» и «Случайное пространство как закономерность». Произведения созданы в 1959 и 1960 годах соответственно, что подтвержают авторские подписи, малозаметные, но наличествующие в нижних правых углах обеих работ.
В этом незначительном происшествии, скорее всего, случайном, отражается закономерность, прослеживающаяся в искусстве ХХ века. Практика изменений датировок работ в сторону более раннего времени создания отражает влияние идеологии модернизма – ценности новизны, то есть, «объективности», преобладающей над субъективной и не обязательно поддающейся поверхностной формализации ценности художественного высказывания как такового, ценности «искусства».
Чем больше искусство обращается к широкому кругу зрителей, тем в большей степени общество ищет объективных критериев оценки ценности искусства. Не забудем, что «ценность» всегда равна «смыслу». И находит их – в первенстве, изобретательстве, а сегодня – в конкуренции цен. Кто дороже – тот более значим для культуры. Конечно, это абсурд, если мы имеем ввиду всё культурное пространство, хотя есть сообщества, в которых это единственный способ соотнесения себя с искусством и участия в диалогах по поводу культуры.
Но в культуре, и в современной культуре в особенности, общих для всех и каждого критериев оценки нет. Тогда распространяется утверждение, что современное искусство вообще не имеет критериев оценки и ценность определяется мнением экспертов, которое, опять-таки равно значимо для всего общества. Но современное общество – это сложная сеть культурных взаимоотношений, это структура не одномерная и не ограничивающаяся единой моделью массового потребления одноразового искусства. Общих правил для всех и общей для всех системы оценки культурных фактов не существует, просто каждый принимает участие в их формировании или формулировани. И может, они действуют всего один день. Но они действительны.
(Что касается важной для русского неофициального искусства даты – лето 1959 года, то важно помнить, что именно тогда в Сокольниках состоялась американская выставка, на которой показывались работы современных американских художников. Поэтому уже сложилась традиционная форма изживания комплекса провинциальности – русское искусство второй половины ХХ века датирует свои открытия временем до 1959 года. Но не важно, когда появляется искусство, оно не нуждается в утверждении формализованной или объективированной ценности и оправдании, если оно важно для своей культурной среды, если активно участвует в изменении содержания культурного пространства времени, что и делали работы Ю.С.Злотникова, если в еём присутствуют живые смыслы, которых я касался в своей статье.) сб