Художественная ярмарка, которая проходит в московском Манеже, может, и не стоила бы упоминания, если бы не впечатляющий раздел, посвящённый С.М.Романовичу. Несколько неожиданно в пространстве современного коммерческого искусства появляются картины, написанные 50 лет тому назад без всякой надежды даже не на продажу, а на публичность, на появление в выставочном зале, и поражают интенсивностью переживания какой-то всеобщей человеческой драмы; это так диссонирует с пёстрым лоскутным покрывалом, с лёгким щебетом декоративного искусства, которым представляются рядом с картинами Романовича все экспонаты Манежа. Бездна, пропасть разделяет эти языки искусства, но зрителю предоставлена счастливая возможность смотреть и видеть эту разницу, почувствовать разницу между искусством «духовного сопротивления» и продукцией индустрии развлечений. Очень ценный опыт. Обычная правильная, волевая подача этого искусства (я всё время вспоминаю звучащее совсем рядом определение «тихое»), – и как легко его этот голос заглушает болтовню перекрикивающей друг друга, соперничающей за покупателя массы современной продукции. Ради справедливости – наверняка или скорее всего, есть среди этой массы любопытные и даже серьёзные вещи, но это не меняет сути дела, не меняет общего впечатления. Я рад видеть силу этого прекрасного художника, этого удивительного искусства; это наполняет чувством уверенности в правильности пути, которым идёт программа Новая история искусства. Извините за патетику.