Наверное, эта выставка – самое интересное событие в выставляющемся русском искусстве последних лет, и прежде всего потому, что сами АЕС – исключительное явление в современном русском искусстве: художники работают в поле симуляционистских технологий, умея оставаться вне этого поля, сумев избежать диссимиляции в потоке фактов индустрии развлечений; свои операции они производят в тканях симуляционистской культуры, но их действия – не симуляции, они производят действительный надрез, реальное вскрытие этой реальности; при встрече с их работами я ясно отдаю себе отчёт в том, что между мной и их работами всегда остаётся зазор, какое-то пространство, которое я не могу заполнить словами, и которое, может быть, и есть искусство, которое необходимо, чтобы искусство существовало; их действия впечатляют хирургической точностью решений, и одновременно – это редкое событие, принадлежащее пластической форме высказывания, избегающей примитивных аллегорий и фиктивных смыслов, в которых более десятилетия, как покоится с миром региональный концептуализм. Это было так неприятно видно на выставке Ильи Кабакова в Пушкинском музее. Высказывания АЕС удивительно академичны и традиция в них перемешана с провокацией, которая сама по себе – традиция искусства, ставшего классикой, из которой рождался весь ХХ век, точнее, из которой всё ещё рождается реальное время.
Почему это так? Попробуйте пройти по выставке, даже не задаваясь вопросом, кто такой Трималхион, внимательно разглядывая работы, улавливая, что напоминают положения тел персонажей, с какими растиражированными образами – событиями – фактами культуры они ассоциируются, наблюдая как особенности композиционных построений, так и свои реакции на какие-то детали и проявления событийности, и только потом прочтите аннотацию – вы будете поражены, насколько точно вы почувствуете смысл, как глубоко вы проникните в содержание работы, не будучи проинструктированным, что вы должны увидеть и понять. Так и надо.
Произведения АЕС – редкий факт искусства, который может соперничать с работами популярных кинорежиссёров; я не имею ввиду видео; как раз эта часть экспозиции избыточно повествовательна, как будто художники пародируют «Аватар», и так же неожиданно дидактична; мне больше нравились их прежние работы. Но речь не об этом; их новые проекты ждёшь, как события, которые на самом деле изменяют ровное течение повседневности. Я позволю себе повториться – это просто исключительный случай в современном искусстве.