13 сентября на Винзаводе в галерее Проун открылась выставка работ Александра Лабаса. Темой стало воспоминание о знаменитой выставке художника на Кузнецком мосту в 1976 году: Лабас продумывал план экспозиции, рисуя её, создавая уменьшенные версии своих работ, как он представлял их на стенах выставочного зала. Эти рисунки сохранились и стали основой экспозиции. Чистая, ясная концепция. Те картины, которые экспонировались в 1976, сегодня находятся в музеях, но есть очень небольшое число работ, преимущественно акварельных, темперных, карандашных, относящихся к тем же сериям, которые были на большой выставке.
В галерее показываются работы из собрания семьи художника и частных коллекций. Работы Лабаса на художественном рынке – не редкость; но они очень неравноценны. Художник передал музеям не только всю раннюю живопись, почти всю свою большую живопись, за исключением нескольких холстов, но и лучшие работы на бумаге. Несомненное достоинство настоящей выставки, что на ней собраны лучшие ранние произведения, оставшиеся в архиве его наследницы, Ольги Михайловны Бескиной-Лабас и работы из частных собраний; это не только воспоминание о выставке 1976 года; это припоминание о других, замечательных произведениях, которые находятся в ГМИИ им. Пушкина, в Третьяковской галерее и Русском музее.
Основное качество работ на этой выставке – прозрачность, но ведь это не единственное и не основное свойство картин Лабаса. Он не ограничивался констатациями состояний пространства, он говорил о переживаниях, связанных с ощущением и осознанием пространства человеком нового времени, более того, о создании новых пространств, и даже в серии Октябрь звучит не столько политический смысл, сколько та же идея создания нового пространства существования новой жизни, там хаос, там мрак, титаны и герои, там рождение другого мира. Эти пространства возникают в результате действия человека, в процессе движения, и это очень важно; так, как решил тему движения в изобразительном искусстве Александр Лабас – это важное культурное событие в истории ХХ века.
Выставка очень хорошая, на ней много замечательных работ; наверное, это лучшая, из возможных сегодня, экспозиция ранних работ из частных коллекций, самая удачная попытка ретроспективы художника; хотя я не могу избавиться от происходящего из прозрачности отзвука призрачности: здесь неизбежно возникает смысл выставки «про искусство», потому что эти работы отсылают к другим, отсутствующим, и зритель неизбежно адресуется к воспоминаниям, которых у большей части аудитории уже нет; поэтому ждём выставки в Третьяковской галерее в наступающем 2011 году. Снова будут общие воспоминания.