Замечательный историк искусства Виктор Соловьёв для определения смысла того раздела русского искусства ХХ века, к которому относится творчество А.Н.Чиркова (и куда он относил также С.М.Романовича) предложил использовать термин «Искусство духовного сопротивления». В статье, посвящённой А.Н.Чиркову, опубликованной в 2000 году, он написал:
«… нам, возможно, придётся ещё осознать, что именно наследие искусства сопротивления, воплотившее собой небывалое противостояние художника всей мощи тоталитарной репрессивной госмашины – самая ценная часть художественного наследия ХХ века. Оно отразило небывалый в истории человечества опыт и доказало саму возможность духовно суверенной личности выстоять даже в одиночку, и даже тогда, когда автор являлся практически единственным своим «заказчиком» и зрителем. Такого типа творчества история искусства ещё не знала.»
Автор завершает свою мысль высказыванием, которое вызывает вопросы и требует разъяснений, хотя бы потому, что автор решается не относить к модернистской традиции искусство С.М.Романовича и А.Н.Чиркова, что уже спорно, но которое, по целому ряду причин, я больше не стану комментировать:
«И пора признать, что это искусство сохранило духовность содержания и поиск красоты, утраченных искусством модернизма и постмодернизма, узурпировавших право считаться главным моментом в культуре ХХ столетия.»