Современное искусство – это пространство неустойчивых смыслов. В этом оно приближается к музыкальной импровизации, танцу или театральному действию без пьесы. С начала ХХ столетия искусство осознаёт и исследует это своё свойство в техниках прямого действия, в акционизме, но речь идёт не о форме художественного высказывания; мы говорим о том, что смысл культурного высказывания в ХХ веке, и в наши дни особенно, не может быть ограничен ни авторской формулировкой, ни заявленным смыслом послания, то есть предполагаемой и предлагаемой контекстуальностью, ни временем события; это культура неконтролируемой, свободной контекстуальности; очень может быть, что такое искусство и есть «актуальное». Произведение искусства часто остаётся свидетельством, последствием, следом события, сообщающим, что какое-то действие называлось искусством, имело или декларировало какой-то смысл и было спровоцировано каким-то намерением. Существует момент совершения и восприятия, после чего действие становится предметом личной истории автора, зрителя, а материальный факт является подтверждением факта культуры. Мы наблюдаем историю намерений и высказываний. Заниматься искусством – значит принадлежать этой истории.
Художник не защищён смыслом. Он может декларировать любой смысл, но событие происходит не в самом факте исполнения произведения, а в том, как его воспринимают зрители, каждый из них; и смыслы, возникающие в результате регистрации этих восприятий множественны, и из них собирается поле культуры.
Все произведения искусства не столько представляют смысл, который часто определяется как «художественный замысел», сколько провоцируют возникновение смыслов в процессе появления факта искусства в текстуальности настоящего, в диалогической среде повседневности. Каждый, кто принимает факт искусства как событие своей жизни, своей действительности, наделяет его тем бременем историй и переживаний, с которым связывает себя сейчас; каждая оценка профессионального сообщества неизбежно отражает конвенциональную позицию, то есть отказ от личной ответственности за смыслообразование и перепоручение его устойчивой и принятой модели интерпретации. Если мы представляем искусство как систему репрезентации смысла, а именно так мы говорим часто о современном искусстве, необходимо учитывать, что ограничиваем его областью фиктивного, условного, номинального Не будет преувеличением сказать, что авторское высказывание становится фактом культуры, когда покидает пределы профессиональной среды. Произведение живёт вне музея, галереи или выставочного зала.