Скандал как художественный жест: кризис или симуляция кризиса? В чём принципиальное отличие скандала времён импрессионистов и передвижников от скандала, ставшего инструментом авангарда, и в чём отличие последнего от современной скандальности? В первом случае искусство как событие атакует формат реальности современного общества; авангард осознаёт этот эффект как основную задачу искусства, ставя перед собой цель обновления и реорганизации всей системы общественных отношений; (в скобках – авангард формализовал скандальность, когда установил культ «нового», приписывая особый культурный смысл радикальному первенству как инженерному решению); в эпоху высокого модернизма скандал становится аксессуаром персонажа. Средством продвижения имени на рынке. Возможно, не единственным, но важным. Сканальные истории сопутствуют популярности ушедших Ван Гога и Гогена, состоявшихся Пикассо, Модильяни и Сутина, начинающего Дали, на самом деле, ставшего мастером скандальности. Скандал стал инструментом рынка. Скандал нужен дилерам и галереям, чтобы продавать художников по одним их именам, продавать тем, кому в искусстве трудно понимать что-либо, кроме того, что существует признанный экспертами рынка и заученный ими список имён авторов. Одновременно скандал перестаёт быть событием культуры и становится моделью репрезентации искусства в информационных сетях. А в этом пространстве нет автора, есть персонаж. Эксплуатация желания невежественных и несчастливых людей узнавать о бедах города и мира и смиряться со своим положением. Симуляция кризиса. Имитация порога и преодоления предела. Фальшивка. Фейк. Такая приблизительная схема.
сен
13