Иван Сергеевич Сошников (1914 — 1988) — участник выставки «Двенадцать московских живописцев» 1978 года.
22 февраля исполнилось сто лет со дня рождения Ивана Сергеевича Сошникова.
В 1978 году двенадцать московских художников представили свои работы на выставке картин, объединённых темой лирического пейзажа. Смысл этого события заключался в констатации некоторых принципиальных изменений, затронувших среду Союза художников в семидесятых годах: уход в пейзажную живопись перестал был путём одиночек, перестал быть эскапистским или абсентеистским жестом, как это было в пятидесятых-шестидесятых годах, пейзаж как фундаментальная гуманистическая традиция русской живописи дал возможность художникам академической среды семидесятых говорить привычным им языком русской живописи, оставив всякую условность сообщения, обращаясь к коллегам и зрителям с той непосредственностью и свободой, с какой говорят со знакомыми и незнакомыми людьми об изменениях в природе и погодных явлениях. Одновременно, это был разговор об искусстве, о языке живописи и живописной традиции, так заговаривают в музее друг с другом люди, стоящие перед картиной, ставшей их общим опытом понимания действительности и определения в ней своего места. Это было заявление об изменении положения вещей в культуре семидесятых годов. Станковое искусство объявляло о том, что является элементом личного пространства человека, возвращающего зрителя к картине как средству межличностного свободного общения, и пусть это всё ещё разговор о погоде, но разговор искренний, свободный, открытый, разговор прямой, не подлежащий цензуре, без посредников и конролёров. Эти художники верили в ценность языка живописи московской школы, и понимая, что этот язык связан с традицией девятнадцатого века, но верили, что говорить о свободе можно на всех языках и полагали, что язык как таковой не может быть гарантом свободы искусства и в искусстве. Из этого сообщения следовало, что государство не в состоянии сформулировать культурный запрос, на который должно отвечать современное искусство, и оно понимает, что ничего ему не должно, что оно должно открывать новые пространства своего существования и связи с реальным миром, что государство не в состоянии поддержать культурный диалог и только иерархические структуры скомпрометированного Союза художников всё ещё создают видимость системы искусства, фиктивными проявлениями жизни культуры отвечая на реально предоставленные им экономические блага.
Участники выставки и, впоследствии, группы «Двенадцать московских живописцев»:
Володин М.Ф.
Горелов Н.Н.
Гремитских В.Г.
Кугач Ю.Л.
Максимов К.М.
Нечитайло В.К.
Савченкова М.В.
Светличная О.Г.
Соломин Н.К.
Сошников И.С.
Толкунов Н.П.
Цыплаков В.Г.
Автор статьи в изданном в 1988 году альбоме «Двенадцать московских живописцев» (Л., Художник РСФСР, 1988) С. А.Романова, конечно, не касалась в своём тексте этих скрытых смыслов, но от этого её сообщение не становится менее интересным. Она писала:
«В 1978 году эти художники объединились, создав групповую выставку «Двенадцать московских живописцев», основой которой стал пейзажный жанр. Широко представленный на ней рабочий материал рассказал об отношении мастеров к натуре. Этюды заключали в себе свежесть и непосредственность впечатлений от общения с природой. Вопросы художественного совершенства, столь трудные подчас в тематической картине, нашли наиболее адекватное разрешение в пейзаже. Живописцев волновала проблема выразительных возможностей на основе глубокого постижения классических традиций. Не случайно поэтому зрители находили в пейзажах Светличной родство с И. Левитаном, серовский подход — у Сошникова, коровинский — у Гремитских.»
И ещё в этой же статье С. А. Романовой об И. С. Сошникове:
«Сошников из года в год с редкой последовательностью повторяет излюбленные мотивы цветущей ивы, сирени или первого снега, но каждый раз пейзажист открывает всё новые, удивительные виды постоянно меняющейся природы. Мастер улавливает её особую поэтическую трепетность и трогательную красоту.»