Вчера в галерее Триумф, Ильинка 3/8, открылась выставка AES+F Allegoria Sacra. К открытию напечатан каталог, а в нём под названием «Живые и мёртвые» опубликована статья, которую мы публикуем сегодня на сайте в разделе Статьи. То, что я думал, я постарался высказать в тексте и не стоит повторять это сейчас, скажу только, что искренне считаю AES+F самым значительным явлением на российской художественной сцене последнего десятилетия.
В вариантах текста в каталоге и на сайте существуют незначительные расхождения. Ниже – небольшой фрагмент, который я написал вслед за статьёй:
Обязательно напрашивается сравнение с предыдущим проектом AES+F Пир Трималхиона. Это очень сильно различающиеся высказывания; Пир Трималхиона воспроизводит модель пространства фиктивной культуры, точнее, фиктивных смыслов современной культуры. Эта культура боится химер, она лелеет свои химерические страхи и полагает в этих фантомных катастрофах для себя реальную и, возможно, единственную угрозу. Она ищет наслаждений, она творит наслаждения и боится смерти как предела существующего и безусловно желанного мира. Бесконечно воспроизводя себя, свои модели и свои ценности она устремляется к бессмертию. Это больше смешно, чем страшно.
В Allegoria Sacra осознанием катастрофизма определяется содержание культуры. Это диагноз, который художники ставят настоящему. Культура стала химерической и ничего не боится, она творит химеры, она потеряла ощущение смерти как границы своего существования. Катастрофа в бесчувственности и неосознанности происходящего остаётся незамеченной ею. Она безжизненна. Доверяя этой культуры, поручая себя её бесконечности, беспредельности, вседозволенности и фиктивной власти над историей, человек перестаёт быть живым. И хотя в работе всё время звучит смех, но это саркастический смех, сардоническая гримаса умирающего, о которой вспоминают художники, и не всегда достаёт сил присоединиться к нему.
Алексей Епишев
9 авг 2012
Вот именно эта работа и была представлена на Киевской Арсенале 2012.