В разделе Проекты к опубликованным ранее пяти рисункам Марии Владимировны Мыслиной мы добавили ещё шесть. Посмотрите их. Чтобы войти в проект – кликните на картинку.
Рисунки из Карлага Марии Мыслиной – это повод к размышлению о том, какие разные роли играло искусство в России ХХ века. Оно могло потворствовать амбициям политических спекулянтов, а могло напоминать о личной ответственности человека за то, что происходит в современной истории. Здесь искусство становится репортажем, поражающим своей «объективностью», как будто автор не даёт никаким событиям никакой собственной оценки; художница изображает убогую, наполненную бесконечным трудом жизнь обитательниц АЛЖИРА (Акмолинского лагеря жён изменников Родины) и Долинки. За этими рисунками – ощущение безысходности, тоски и страха; фиктивная «объективность» и бестрастность репортажа становятся планом выражения страшной живой правды, и это не только правда жизни, это правда человечности, и это правда и смысл искусства ХХ века, в котором единственно и появляется человечность.
Насколько велико для нашей культуры значение этих бледных карандашных рисунков; насколько важнее они для истории нашего искусства, чем километровые музейные стеллажи академической живописи советского периода и даже любимых мозаик московского метрополитена.
Сегодня мы слишком редко говорим о том, что произведение искусства – это событие в области нравственности, это моральное решение.
Сам факт, что Мария Владимировна Мыслина сумела остаться художницей в лагерных условиях – удача и почти чудо; но важнее то, что искусство выживает в страшных русских условиях человеконенавистничества и лжи, что оно не становится продажным и подлым, что в нём сохраняется человек, и только здесь, а не в симуляциях героики и парадов, сохраняется высокая русская культура.