В залы, где экспонируются художники группы ОСТ, вернулось самое известное полотно Климента Николаевича Редько – «Восстание» 1925 года.
К созданию картины художник приступил в 1924 году, и это решение стало творческим ответом на «1-ю дискуссионную выставку объединений активного революционного искусства», открывшуюся в Москве в помещении юношеского дома возрождения на Тверской, 54, 11 мая 1924 года. В связи с выставкой Редько 3 июня делает в дневнике интересную запись:
«Впереди всегда кажущееся – об этом говорит прошлое. Настоящее не существует.
Вывод ужасный, но определяющий всё то, что делается помимо моей воли. Даже секунду времени нельзя задержать.
Хроника «Дискуссионной выставки» однообразная. Ухитряются писать обо всём и ни о чём. Критика не изучает, а отмечает кое-как и угрожает.»
«Настоящее не существует».
Говорящее прошлое, несуществующее настоящее и иллюзорное будущее – удивительная схема реальности начала двадцатых.
Художественное образование Климента Редько началось в мастерской художника по фарфору, но по-настоящему он вошёл в профессию в иконописной школе Киево-Печерской лавры. В ней он провёл четыре года. Поэтому не случайно композиция «Восстания» заставляет вспомнить композицию «Спаса в силах».
Но вот что пишет художник в дневнике об этой своей работе, которую первоначально предполагал назвать «РКП», а затем «Революция»:
10 июня 1924
«Мыслю о плане дальнейшей работы. Мы пришли в живописи к созданию социальной темы. Это спрос нашей мирной современности, требование класса как коммунистического строителя. Мы дадим новые вещи искусства, в которых будет эпическая суровость строительства и твёрдый расчёт. В непосредственной связи с этим у меня возникло желание создать картину «РКП».
1925 год 28 марта Москва
Картина «Революция» теперь пишется быстро. Это опасно и приятно. В общем картина закончена. Две оставшиеся недели перед перед выставкой нужно отдать только центру. С сегодняшнего дня отдаю своё внимание только фигурам вождей, краску кладу густо, скупо и этим преодолеваю изначальную вялость – результат зимней работы.
Дорого время, но ещё дороже вдохновение!
Просматриваю японское искусство…»