В пятницу 24 июня на Винзаводе в мастерской известного фотографа Михаила Королёва прошла вечеринка – вернисаж группы Холодки – и в течение вечера почти все работы с выставки были проданы.
Вчера, 28 июня – вторая выставка, точнее, второе выступление компании – и снова успех.
Феноменальный результат. Это могло произойти только потому что не подразумевалось как действие в границах мира искусства.
Я знаю людей, которые во всём, что есть в жизни, видят, умеют видеть и чувствовать нечто, что превращает жизнь в творчество, может быть, в акт творения. Может, это и есть современное состояние искусства? Мы давно говорим о том, что это искусство больше зависит от зрителя, чем от автора. И насколько точно я знаю, что такое – «современное»? Есть много людей, для которых Гойя, Брейгель, Блэйк и Леонардо так же современны, как современны Гоголь и Достоевский, я не говорю о современности Баха и Шостаковича. Они становятся центрами, вокруг которых формируется – формулируется мироощущение и миропонимание современности. Или о современном искусстве не стоит много говорить? То есть, не надо ограничивать искусство пространством профессионального или любительского обсуждения, пространством текста, не надо воспринимать его сквозь пространство комментирующей литературы. Не надо его декларировать. Его надо воспринимать. Им надо жить. Это состояние – ума или диалога. Комментарий не может быть задачей, которую ставит перед собой зритель, если он не критик. Кстати, это беда критиков, когда они ограничивают собственное восприятие искусства анализом и комментированием.
Современное искусство существует для того, чтобы человек начинал говорить, будто говорит своим языком, будто бы сам подбирает и складывает слова, чтобы приходил к очевидности того, что Вначале было слово. Потом эта очевидность исчезает, потом снова возвращается. Но это его существование. Он существует не по поводу чужого творчества. Это он сам.
Концепция? Это напоминает акционизм 1980-х, но это не концепция. Заговор? Пусть заговор. Хотя это не заговор. Это всё ещё творение мира. А о чём ещё говорить?