Удальцова Надежда Андреевна (1886, Орёл — 1961, Москва)
Синее блюдо. 1946 Холст, масло. 78,5 х 110,5
На протяжении пяти десятилетий работы в искусстве художественный почерк Надежды Андреевны Удальцовой изменялся неоднократно. Изменения носили решительный характер и каждый раз были ответом на события, происходившие в мире искусства. Менялся мир, менялась грамматика языка культуры. Однако неизменно смысловым стержнем произведений Н. А. Удальцовой оставалось стремление к преодолению проекта культуры как системы подчинения человека. Эти произведения говорят о мире, который становится реальностью благодаря усилиям вдумывающихся в него людей, о мире, в котором осознающая себя человечность всё время оказывается на грани исчезновения и всё время становится действительностью, разрушая пределы, препятствующие реализации свободы.
«Искусство свободно. Творчество свободно. Человек, рождённый для творчества и искусства, свободен. Творец, принесший миру новые формы, должен приветствоваться радостно. Так должно было бы быть, но так не было.» — это первые слова манифеста Н. А. Удальцовой «Мы хотим», опубликованного в газете «Анархия» 7 апреля 1918 года.
Н. А. Удальцова работает над поиском таких форм искусства, которые открывают перед человеком ценность и насущность свободы, делают очевидными шаги человека навстречу ей, делают свободу видимой.
Н. А. Удальцова остро чувствует состояние культуры, когда художественный язык перестаёт быть выражением свободы. Она использует ресурсы языка до того момента, пока не чувствует, что он больше не может быть инструментом освобождения от всякой инертности и всякой условности образования смыслов, в которых собирается современная культура. Тогда она оставляет его и ищет новые средства выражения. Искусство, каким оно появляется в опыте Н. А. Удальцовой, — это выражение нравственных усилий человека, направленных на преодоление внешних обстоятельств, препятствующих полноте его человечности; но ещё важнее, что искусство воплощает усилия, направленные на постоянное возвращение человека к своему началу, к состоянию свободы, к осознанию свободы как условия и истока самой реальности и самой его живой человечности, которую сам же человек и предаёт, от которой он отворачивается и которую ограничивает, будучи не в состоянии принять своё существование в полноте, превосходящей повседневный опыт.
В начале творческого пути Н. А. Удальцова испытала сильное влияние французского кубизма, и к 1914 году кубизм стал для неё языком нового искусства, призванного революционно изменить старую систему культуры России. В 1916 появились её беспредметные работы (в терминологии художницы — «фактурно-беспредметные»), которые выражают понимание исключительности опыта нового русского искусства в становлении культуры ХХ века. Эти работы очень быстро наполнились прагматическим смыслом произведений декоративно-прикладного характера, когда художница стала делать эскизы вышивок для артели «Вербовка». Казалось бы, она в одном шаге от перехода на платформу производственного искусства. Но этого не произошло. Почему? Как оценивать этот факт? Может быть, это было бы для неё слишком простым и поверхностным решением? В 1917 она возвращается к предметной живописи, а в 1921 демонстративно покидает Инхук, когда коллеги декларируют исключительную значимость производственного искусства, и окончательно обращается к живописи.
Произойдёт много событий, прежде чем в 1946 году появится картина «Синее блюдо». О работах этого периода творчества Н. А. Удальцовой внучка художницы, Екатерина Андреевна Древина написала: «Натюрморты 1946 года… преисполнены жизненной и живописной энергии, выраженной в ярком и звучном колористическом строе этих работ, обладают продуманной уравновешенностью и стройностью композиции, заставляющей вспомнить, что среди французских наставников Удальцовой были не только Ле Фоконье и Метценже, но и Дюнуайе де Сегонзак».
На самом деле, натюрморт «Синее блюдо» построен на воспоминании об опыте обращения к французскому искусству первых десятилетий ХХ века. Из глубокой темноты пространства появляются предельно приближенные к геометрическим формам предметы и элементы среды существования человека. Они отличаются строгостью форм и чистотой цвета. Так рождается организованная и ритмизованная предметность, так собранность и воля художника преодолевают надломленность и потерянность переживания распадающейся реальности.
Картина позволяет зрителю стать сопричастным опыту преодоления кризиса человечности и разрушения личности перед кажущейся непреодолимостью и жестокостью власти внешних обстоятельств.
В январе 1938 года был арестован, а в феврале расстрелян муж художницы Александр Давидович Древин. Ничего не зная о его судьбе со дня ареста и тяжело переживая страшное потрясение, она ждала его и искала возможности ходатайствовать о пересмотре дела. В 1941 году, после начала войны, Н. А. Удальцова не уехала в эвакуацию, осталась в Москве и много работала, выезжая в боевые части, где писала портреты участников боёв. Свою работу она рассматривала как часть общенародной борьбы. 9 мая 1945 года в Москве открылась персональная выставка Н. А. Удальцовой, где экспонировались созданные ею за последние годы произведения.
Все эти события вместе составляют содержание этой картины. Работа появляется как свидетельство возвращения к жизни, к искусству, создающему жизнь, как будто самое страшное, что могло случиться, уже случилось.