Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

В галерее Ковчег проходит выставка «Мешает жить Париж». Одна из лучших выставок в сезоне. Настоящая удача. И дело не только в том, что обязательно надо увидеть этих Руо и Синезубова и Софронову. Кураторы сумели собрать выставку на звучании глубокого культурного диалога, проходящего сквозь десятилетия. Русские художники изучали французский язык и старательно выполняли свои домашние задания, но диалог об искусстве между Россией и Францией совершенно не укладывается в систему отношений учителя и ученика. Глубокий комплекс провинциальности русского искусства в ХХ веке стал фоном возникновения интимного, иногда почти аутичного, и в этой интимности, а тем более – в своём аутизме пронзительного до боли, до Откровения искусства. А как могло быть иначе, когда искусство появлялось только ради этого появления, только ради самого своего существования, как звучания человеческого голоса и поименования реального мира? Это искусство создавало не одну среду обитания, оно создавало саму реальность. Это творение мира. Искусство –  движение в сторону реальности и поэтому всегда было действием относительно границ реальности. Французская живопись существовала в пространстве между вернисажем и эксгибиционизмом. Это искусство прекрасно, когда нарушает закон, и оно не стремилось быть учительством, просто русская культура ХХ века искала и видела в искусстве учение. То, что происходит с Марке и Руо в 1920-х годах, отвечает логике искусства, живущего в парижской галерее своего времени; русское искусство – другое, оно всегда «другое», и этим оно ценно, то есть, в этом его смысл. Где, как не на этой выставке, обсудить прозвище «русского Марке», данного много лет назад Антонине Софроновой? Где поговорить о разнице между органным звучанием Руо и экстатическим Романовичем? Всё это очень интересно. Ещё раз – спасибо галерее Ковчег.

Оставить комментарий