Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

Александр Ливанов "Лампочки"

22 ноября закрылась выставка, куда пришли немногие. А выставка произвела очень хорошее впечатление чистотой и точностью кураторского сообщения. «Карандаш. Пространство. Цвет. Традиции цветного рисунка», проект Ольги Иордан при поддержке творческого объединения «Экскурс». Выставка проходила в галерее «Чертаново», то есть в муниципальном выставочном зале, очень далеко от центра и очень скромно. И, как часто было и остаётся быть в отечественной культуре, за скромностью формата – результат глубокой многолетней работы. Куратор погружается в исследование одной рисовальной школы как одной культурной традиции и открывает её перед зрителем как действительное состояние или форму существования современного художественного языка. Техника рисования представляется как форма постоянного присутствия  в настоящем – почти тактильного ощущения времени; это современная художественная пластика и рабочий инструмент вскрытия достоверности настоящего, язык, которым высказывается настоящее. Одновременно – это эскизный экскурс в историю преемственностей и взаимовлияний в московской школе графики. Другими словами, выставка предлагает некоторый анализ художественной техники, делающей возможным сборку или реконструкцию культурного пространства как пространства языка и её связности с теми состояниями, которые стали историческим основанием современных механик искусства.

Ольга Иордан "Сухое дерево"

На выставке были представлены работы профессора Вхутемаса Владимира Фаворского и его студентки Александры Билль, другого замечательного педагога – уже нашего времени – Александра Ливанова и его учениц и учеников – Олеси Бурыкиной, самой Ольги Иордан, Дмитрия Филатова и других. Особое место в экспозиции занимали работы Анастасии Ахтырко, художника почти легендарного. Но самое главное: поскольку куратор – сама художник, ученица и педагог в одном лице, то выставка отражает профессиональное понимание художественного языка. Прочтение этой истории глазами профессионального рисовальщика, погрузившегося в исследование языка, из которого и появляется сам художник, удивительно интересно; как скучна в конце концов выдуманная актуальность снобов и публичного искусства.

Рисование в практике ливановских учеников стало формой открытого диалога; оно становится не только способом считывания и пересказа устойчивой формы современности, то есть её постоянного репродуцирования и редуцирования, но в большей степени возвращением её из плоских состояний культуры к системе с растущим числом измерений, к реальности с другой глубиной, к созданию поля культурного диалога, к полифонии; это другая возможность существования языка современного искусства и другой способ появления действительности.

Концепцию выставки Ольга Иордан описала в прекрасном тексте, который я цитирую здесь полностью:

Александр Ливанов "Разбитый стакан на стекле"

«Цветной карандаш – взывает к условности. Условный цвет при сохранении принципа тепло – холодности, когда не столь важно, какого цвета предметы, а важно, что они строят глубину.

Сколько бы у тебя ни было цветных карандашей, того цвета, который ты видишь в натуре все равно нет. Но из любого набора карандашей можно создать условное живописное пространство. Это не произвол, а логика. И это осознали основоположники ВХУТЕМАСа.

В 19 веке цветной карандаш принадлежал к так называемому «Альбомному рисованию» и еще не был осмыслен, как самостоятельная графическая техника. Цветные рисунки впервые появляются у Малявина, а так же у позднего Врубеля. Это рискованные работы, позже осмысленные выдающимся  графиком Владимиром Фаворским, как некая система условности, которая в дальнейшем явилась методом, преподававшимся во ВХУТЕМАСе.

Сама специфика цветного рисунка требует изначальной решенности, так как исходит в первую очередь из уважения к белизне бумаги, которую необходимо сохранить и как равноправный с другими цвет, и как основу, поверхность, на которой приходится работать, каковая всюду просвечивает и объединяет весь лист сквозь штрих. Очень важно, что это все-таки не живописный ход, а условно – графический, т.к. под начертанием просвечивает белое, которое лепится в объем.

Цветной карандаш – это не раскрашивание, а структурообразующий принцип. Его часто путают с пастелью. В отличие от пастели, цвет не является локальным, а обозначаются только признаки изображаемого. Цветной рисунок – это аристократизм, это самоограничение правоты, это победа сознательного понимания пластической пространственности над декоративизмом мыкающимся на ощупь.

Это – не зарисовка на память с обозначением цветов, а развитое сочетание живописи и  рисунка. Главное в этой условной игре – наличными изобразительными средствами, будь то три – четыре карандаша, теплые и холодные, построить осмысленное пространство, подобно художникам Возрождения, у каковых было всего несколько горшочков с ограниченным количеством красок».

Комментарии: 1

  1. Елена

    на сколько свежие рисунки,насколько они современны!
    очень понравилось высказывание «Цветной рисунок – это аристократизм, это самоограничение правоты,»-оно отражает суть процесса графики,на мой взгляд

Оставить комментарий