Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

Щипицын Александр Васильевич (1897-1943) Пастух 1935

Щипицын Александр Васильевич (1897, Нижний Новгород – 1943, место гибели неизвестно)

Пастух. 1935. Холст, масло. 64 х 85

Александр Васильевич Щипицын известен как один из четырёх студентов Вхутеина, в 1929 году выбранных В. Е. Татлиным и составивших бригаду строителей его знаменитого летательного аппарата, над которым выдающийся художник работал в башне Новодевичьего монастыря. «Летатлин» стал вершиной и финальным аккордом гуманистического проекта русского авангарда. Тем же гуманистическим содержанием наполнены и произведения А. В. Щипицына тридцатых годов. В историю русского искусства художник вошёл не как экспериментатор-авангардист, но как глубокий и самобытный живописец, а его картины видятся сегодня одним из самых значительных событий в истории русского искусства ХХ века.

Изображая сцены жизни российской деревни тридцатых годов, А. В. Щипицын создаёт композиции, эстетика которых отсылает зрителя к средневековым фрескам и работам мастеров раннего Возрождения. «Пастух» – знаковая работа в творчестве А. В. Щипицына. Смысловой стержень этой картины – ощущение реальности современной художнику повседневной деревенской жизни 1930-х годов как пространства вневременного события. В картине звучит интонация евангельского рассказа, притчи или мистерии: отвернувшаяся женщина, уходящая в дом, тёмный холодный проём двери; а рядом другая дверь, ведущая в хлев, из неё выходят животные, и за ними виден горячий свет, льющийся откуда-то сверху; кажется, видимое пространство что-то скрывает, и вся картина может считываться как открытая дверь к тому, что остаётся скрытым; здесь нет «скрытого смысла», есть смысл присутствия «скрытого». В скромности и обыденности происходящего художник умеет почувствовать атмосферу торжественную и таинственную. Он вовлекает зрителя в поиск точек соприкосновения нового искусства с теми смыслами, которые двадцатый век полагает живыми, когда понимает, что искусство — это всегда обращение к будущему и открытость перед прошлым, что древнерусское искусство и раннее европейское возрождение начинают звучать по-новому в новом, строящемся мире.

В стремлении придать современной живописи оттенки звучания русского средневекового искусства, Щипицын экспериментировал с технологией живописи: добиваясь особой прозрачности и светоносности красок, он добавлял в них воск.

Оставить комментарий