Артеология – сайт издательской программы Новая история искусства. Здесь публикуется информация об изданных книгах и материалы, которые открываются в процессе работы над книгами.

Каменский Алексей Васильевич Вечернее кафе 1971

Весной уходящего года в галерее Проун прошла выставка, главным героем которой был Алексей Васильевич Каменский. Не помню, как называлась выставка. Дарья Макарова сделала всё от неё зависящее, чтобы в экспозиции появилось как можно больше работ Алексея Васильевича, Юрий Петухов предоставил около пятидесяти листов из своей коллекции, в основном, иллюстрации к стихам русских и французских поэтов. Спасибо. Выставка прошла.

И всё-таки уже тогда, весной, главным было появление самого художника, который проходя мимо своих работ, воспринимал их, как репродукции того, чего больше нет, что где-то далеко и уже не с ним, он представлял друг другу людей, знакомых десятилетиями. Это было очень трогательно. Было очень грустно. Прошло полгода. Прошло полгода, он ушёл, и нам предстоит заново знакомиться с тем, что он оставил. Жалко, что не получилось настоящей монографической выставки при жизни художника, всё случилось немного печальнее, чем могло быть и чем было в наших силах сделать. Обычная русская история. Обычные мы.

Его искусство очень нужно нам. Светлое искусство, более того, просветлённое искусство, совсем не частое явление в современном мире. Внимательное к жизни, это искусство существует без оглядки на обстоятельства, само по себе, оно не говорит о себе и не просит к себе внимания, оно живёт и отвечает на тонкие человеческие движения.

Он не боялся красоты, и не стеснялся несовершенства, не испытывал необходимости придумывать своё искусство и самого себя, он был собой, а не частью художественного сообщества, ему совсем не нужно было самоутверждаться в искусстве не только потому что он был скромен, но потому, что работал в области, где иногда достигаются вершины человечности. Он был поэтом и сыном поэта.

А ещё он был совершенно свободен провинциальных комплексов, необходимости становиться таким, каким требует время, ещё в молодости он обожал Матисса и Де Сталя, и, думая о них, всматриваясь в них, не стеснялся учиться, проходя с начала путь, необходимый ему, чтобы стать художником. Он им стал. Он был настоящим художником. Он мало говорил о том, как делает работы, он их делал, потому что искусство и есть жизнь, а не разговоры о жизни.

Светлая память.

Оставить комментарий