Юрий Злотников – один из самых интересных и значительных художников в России второй половины ХХ столетия, чей творческий подъём приходится на эпоху оттепели. Его творчество стало знаковым для целой эпохи. Его понимание искусства как языка, отвечающего на вызов нового видения, описания и распознавания мира сквозь системы физики, математики и кибернетики – одна из редких зон реабилитации визуальной культуры шестидесятников, когда та, исполненная провинциального позёрства и кромешного невежества, устремилась к освоению экспортный формат нового русского искусства. Его «сигналы» видятся сегодня как символы времени рубежа 1950-х – 1960-х годов; это работы, приобретающие интернациональное звучание, созданные не в подражание зарубежным художественным образцам, ставшим откровением для многих отечественных художников второй половины пятидесятых, а собственные, злотниковские и одновременно погружённые в традиции русской художественной школы, но равно и всего мирового культурного наследия – Кандинского, Малевича, Истомина, Почиталова, Сезанна, Матисса, Мондриана, Веберна, Шёнберга, Шостаковича…
Эту выставку мы ждали с прошлого года, когда когда Юрию Савельевичу исполнилось 80 лет. Что же смог показать музей?
Экспозиция собрана просто непрофессионально, то есть – формально, а оттого – бессмысленно и бесчувственно к самому художественному материалу. Она условна; отсюда напрашивается вывод об условности как форме бытия культурного пространства, в котором существует и которое представляет Музей современного искусства в прекрасных залах в Ермолаевском переулке. Смысл экспозиции понятен, но эстетики в ней нет. Откровенно говоря, складывается впечатление, что автор присутствовал во время монтажа и настаивал на включении всего, что можно было разместить в этих помещениях; работ должно быть в два раза меньше, оформлены они должны быть качественно, между ними должен быть пластический диалог, тексты должны быть точны и прозрачны. Ничего этого нет. Не все этапы и ступени творчества равнозначны и должны быть представлены современным зрителям, многие из которых впервые знакомятся с мастером. Очень интересно и важно сделать видимыми действительные связи между различными способами художественного высказывания в творчестве автора. Художника надо уметь представить, даже если он сопротивляется. Очень жаль.
Но бездарность экспозиции не отменяет очевидного факта: Злотников – очень интересный и очень важный для русского искусства художник. И критика экспозиции вызвана имнно тем, что выставка по-настоящему важна.
Алексей Епишев
9 авг 2012
Были там по приглашению его внучки — и действительно, для первого знакомства с творчеством экспозиция крайне неудачно построена.